монография

Структурная антропология

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс, Claude Levi-Strauss
Информация о произведении
Полное название: 
Структурная антропология, Anthropologie structurale
Дата создания: 
1958
История создания: 

Книга составилась из первой фундаментальной научной работы Леви-Стросса "Элементарные структуры родства", дополненной более поздними наблюдениями. Вторая, расширенная версия (Структурная антропология 2") вышла в 1973 году.

Центральная как по времени появления, так и по значению работа Леви-Стросса, выросшая из ранних "Элементарных структур родства" и прямиком ведущая к "Неприрученной мысли" и фундаментальным "Мифологикам&qu

Неприрученная мысль

Средняя оценка: 9.5 (2 votes)
Информация о произведении
Полное название: 
Неприрученная мысль, La pensee sauvage
Дата создания: 
1962
История создания: 

Пишется вслед фундаментальной "Структурной антропологии" в качестве задела ко второй версии этого труда, а также - подступа к полному описанию мифологического мышления в "Мифологиках".

Каждая цивилизация имеет тенденцию к завышенной оценке объективной направленности своего мышления, которая как бы никогда не отсутствует.

Мимесис

Средняя оценка: 10 (1 vote)
Полное имя автора: 
Эрих Ауэрбах, Erich Auerbach
Информация о научном труде
Полное название научного труда: 
Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе, Mimesis. Dargestellte Wirklichkeit in der abendlandischen Literatur
Даты создания и публикации: 
1946

Апофеоз реализма, понятого через призму Вико и Данте, Сервантеса и французских просветителей, Гомера и Аммиана Марцеллина.

Ауэрбах Эрих

Полное имя автора: 
Эрих Ауэрбах, Erich Auerbach
Информация об учёном
Даты жизни: 
1892 - 1957
Научная биография: 

Преподаватель Марбургского, Стамбульского, Пенсильванского и Йельского университетов. Переводчик (и идейный последователь) труда Д. Вико.
Список работ:

  • Dante als Dichter der iridischen Welt (1929)
  • Vico und Herder (1932)
  • Das französische Publikum des 17. Jahrhunderts (1933)
  • Romantik und realismus (1933)
  • Neue Dantestudien (1944)
  • Mimesis. Dargestellte Wirklichkeit in der abendländischen Literatur (1946)
  • Introduction aux études de philologie romane (1949)
  • Vier Untersuchungen zur Geschichte der französischen Bildung (1951)
  • Typologische Motive in der mittelalterlichen Literatur (1953)
  • Literatursprache und Publikum in der lateinischen Spätantike und im Mittelalter (1958)
  • Scenes from the Drama of European Literature (1959)
  • Gesammelte Aufsätze zur romanischen Philologie (1962)

На русский язык переведены две большие работы:
1. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе, 1976
2. Данте - поэт земного мира, 2004, -
а также статья "Филология мировой литературы", 2004
______________________________________

Эрих Ауэрбах в Википедии;
Статья "Филология мировой литературы" с предисловием В. Махлина;
Г. Фридлендер. Ауэрбах и его "Мимесис".


Живость восприятия филолога Ауэрбаха немногим уступает живости воображения тех, на кого он устремляет свой проницательный, "миметический" взгляд. Особенно это заметно на его любимом Данте!

История Рима, том второй

Средняя оценка: 10 (2 votes)
Полное имя автора: 
Теодор Моммзен
Информация о произведении
Полное название: 
История Рима, том второй
Дата создания: 
1854-1856
История создания: 

См. на страницах "Истории Рима" и первого тома

Второй том великого моммзеновского трактата, включает четвертую книгу, озаглавленную "Революция". Основные сюжеты:

реформы и революция братьев Гракхов
война с Югуртой и первая реставрация

Фрейденберг Ольга

Средняя оценка: 9.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Ольга Михайловна Фрейденберг
Информация об учёном
Даты жизни: 
1890 - 1955
Научная биография: 

* * *
Текст Фрейденберг - это трудный текст, более трудный, чем у Бахтина. Он требует одновременно и более специального образования, и более широкого. Ну и, конечно, пишет она с огромной скоростью мысли, проскакивая целые рассуждения…  Понимаете, у нее очень много мыслей: у нее на одной странице мыслей хватит на двадцать томов. Люди обычные, или скажем, ординарные, вообще не понимают, что это такое. Для них это - набор слов. Они не могут двигаться с такой скоростью, они не могут догадываться с такой скоростью. У них нет интуиции. Они хотят, чтобы им было все рассказано одно за другим – по порядку. И я не могу сказать, что они неправы. В конце концов, да, такое бывает, что последовательно, постепенно, шаг за шагом человек что-то начинает понимать. Она была не только гениальна, она была еще и в большой изоляции, ей не с кем практически было обсуждать ее догадки, она их говорила во многом самой себе или авторам тех книг, которые читала, писала письмо Шпенглеру… Ей нужны были такие собеседники…

/Н. Брагинская/

Биография

В Википедии
Переписка с Б. Пастернаком
О. Фрейденберг и Михаил Фрейденберг
В Электронной еврейской энциклопедии

Работы в сети
Поэтика сюжета и жанра
Поэтика сюжета и жанра в библиотеке КГБ
Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии)
Главы из "Образа и понятия"
1. Мим
2. Экскурс в философию
3. О древней комедии
Миф и литература древности
К изучению источников Энгельса. Баховен
О НЕПОДВИЖНЫХ СЮЖЕТАХ И БРОДЯЧИХ ТЕОРЕТИКАХ (ИЗ СЛУЖЕБНОГО ДНЕВНИКА)

Критика, исследования
Заметка в справочнике "Культурология XX века"
И. Протопопова. Метафора у О. Фрейденберг  и современные теории
Андрей Олейников. Теория наррации О.М. Фрейденберг и современная нарратология
Проект "Электронный архив О. М. Фрейденберг"
Беседа с Н. В. Брагинской на Полит.ру о ее книге "Мировая безвестность", среди прочего - об архивах Фрейденберг и их пути к читателю
Н. В Брагинская. Мировая безвестность: О. Фрейденберг об античном романе
Н.Н. Воробьева. Методы исследования архаической культуры у Проппа и Фрейденберг
В защиту Фрейденберг и ее поколения (полемика в ЖЖ)
 

Дорогой сестре моей Оле, талантливой, мужественной, умной.
/Б. Пастернак, на экземпляре "Фауста"/
Греки были дураки, когда верили в умирающих богов. Умирают и воскресают только люди.

Том первый

Средняя оценка: 10 (3 votes)
Полное имя автора: 
Теодор Моммзен
Информация о произведении
Полное название: 
История Рима. Том первый
Дата создания: 
1854-1856
История создания: 

Написано в годы преподавания в университете Бреслау, Силезия (Вроцлав, Польша) после того, как саксонское правительство лишило Моммзена профессуры за участие в буржуазно-демократическом движении, направленном на объединение Германии.

Первый том (включает три книги) непревзойденного исторического исследования, охватывающий период от основания Рима и упразднения царской власти до покорения Карфагена и греческих государств (битва при Пидне).

Философия случая

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Станислав Лем
Информация о научном труде
Полное название научного труда: 
Философия случая; Filozofia Przypadku
Даты создания и публикации: 
1967, 1973, 1987
Ссылки на научную полемику по вопросу: 


Из предисловия к первому изданию 
 Книга эта – вторая моя авантюра. Первой была «Сумма технологии».

История Рима

Средняя оценка: 10 (3 votes)
Полное имя автора: 
Христиан Матиас Теодор Моммзен, Christian Matthias Theodor Mommsen
Информация о научном труде
Полное название научного труда: 
История Рима, Romische Geschichte
Даты создания и публикации: 
1854 - 1856

«Римская история» Моммзена — книга вечного значения.

Моммзен Теодор

Средняя оценка: 9 (3 votes)
Полное имя автора: 
Христиан Матиас Теодор Моммзен, Christian Matthias Theodor Mommsen
Информация об учёном
Даты жизни: 
1817 —1903
Научная биография: 

Показателен .. пример жизни и творчества Теодора Моммзена. Молодой Моммзен создал объемный труд, который, конечно, навсегда останется шедевром западной исторической литературы. Его "История Римской республики" была опубликована в 1854 - 1856 гг. Но едва книга увидела свет, как автор начал стыдиться своего труда и постарался направить свою энергию в совершенно другое русло. Моммзен потратил всю оставшуюся жизнь на составление полного собрания латинских надписей и издание энциклопедического собрания римского конституционного права. В этом Моммзен проявил себя типичным западным историком своего поколения, - поколения, которое ради престижа индустриальной системы готово было превратить себя в "интеллектуальных рабочих".
/А. Тойнби/

На сайте Лауреаты Нобелевской премии
В Википедии
В словарях на Академике
Краткая биография на сайте «Наука и техника»
MICHAEL WACHTEL. Вячеслав Иванов – студент Берлинского университета – анализ воспоминаний В. Иванова об учебе в Берлинском университете и о его отношениях с Моммзеном – его научным руководителем.

 

Памятник Т. Моммзену во дворе Берлинского университета

 

 

Основные работы:
•    «Римская история» («Romische Geschichte»);
•    «Римское конституционное право» («Römisches Staatsrecht», 1871—1888 гг.);
•    «Римское уголовное право» («Römisches Strafrecht», 1899 г.);
•    более 1500 других статей и эссе.

Я восхищался каждым, всегда внезапным и нетерпеливым, движением этого тщедушного и огненного старика, в котором мысль и воля сливались в одну горящую энергию, каждою вспышкою его гениального и холерического ума.

История и герменевтика в изучении Нового Завета

Средняя оценка: 10 (2 votes)
Полное имя автора: 
Лёзов Сергей Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
История и герменевтика в изучении Нового Завета
Дата создания: 
1995
История создания: 

Опубликовано в книге "Попытка понимания. Избранные работы", 1999. В смысле материала и исследовательской методики к монографии примыкает сугубо специальная работа "Библейское повествование и повествование евангелия Марка" http://ivka.rsuh.ru/binary/78809_55.1236190187.64499.pdf

Захватывающий историко-филологический триллер, сюжет которого развивается по линии сбрасывания евангелиями мифологических оболочек: от проблемы источников, включая устную традицию и т.н.

В мир А. Платонова - через его язык

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Михаил Юрьевич Михеев
Информация о произведении
Полное название: 
В мир А. Платонова - через его язык. Предположения, факты, истолкования, догадки
Дата создания: 
1999
История создания: 

Состоит из очерков, написанных в 1990-е годы, когда российскому читателю стал доступен более или менее полный корпус созданного Платоновым.

Филологическое исследование, инструментом анализа в котором служит нетривиальное "предположение", открывающее доступ к пониманию космоса и метафизики Андрея Платонова.

Лифшиц Михаил

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Михаил Александрович Лифшиц
Информация об учёном
Даты жизни: 
1905-1983
Научная биография: 

Во время учёбы во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе в 1927 г. опубликовал свой первый программный текст под названием "Диалектика в истории искусства", вызвавший негодование авангардистов, которые преобладали тогда в искусстве и среди преподавателей ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Образцом для современного искусства провозглашает искусство античности, эпохи Возрождения, реализма 19 века. За слова, подобные "Вопреки ходячим фразам нашего века абсолютная красота существует так же, как абсолютная истина" обвиняется в "правом уклоне в искусстве". С 1929 года дальнейшая учеба становится для него невозможной.
С 1927 года же Лифшиц начинает собирать материалы для описания системы эстетических взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в 1933 впервые издаёт антологию
"Маркс и Энгельс об искусстве", затем в 1938 г. антологию "Ленин о культуре и искусстве". Затем они многократно переиздавались.
С 1929 г. работает
в области эстетики и теории искусств в Институте Маркса и Энгельса (с 1930 г. в кабинете философии истории вместе с Дьердем Лукачом).
В 1933-1940 вместе с Лукачем издают журнал Литературный критик, в котором развивают марксистские идеи, часто впоследствии противниками называвшиеся "гносеологизмом". Сам Лифшиц называл их "теорией отражения". К группе Лифшица-Лукача примыкал Андрей Платонов, который печатал в журнале статьи в основном под псевдонимом Фёдор Человеков. Они утверждали, что ценность произведения искусства не зависит ни от классовой принадлежности автора, ни от верности/неверности (марксизма/немарксизма) идеологии автора, а зависит от верности и полноты отражения действительсти.
Реализм провозглашался не ограниченным временными рамками течением, а свойством всякого подлинного искусства. Критиковали вульгарную социологию и модернизм.
С 1963 г. Лифшиц – старший научный сотрудник сектора эстетики Института истории искусств Минкультуры СССР, затем работал в качестве зав. сектором эстетических учений .
В 1960 гг. в статьях «Почему я не модернист», «Феноменология консервной банки» и книге «Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт» (1968) критикует модернизм.
Преподавал в Институте Красной профессуры (с 1925 г.), затем в ИФЛИ.
«Литературный критик»

Сумма технологии

Средняя оценка: 8.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Станислав Лем (Stanislaw Lem)
Информация о научном труде
Полное название научного труда: 
Сумма технологии Summa Technologiae
Даты создания и публикации: 
1963

Исследование о будущих путях развития цивилизации, науки, технологии и научной фантастики.
Смелые предсказания (некоторые уже сбылись).

Проблема стихотворного языка

Средняя оценка: 7.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Юрий Тынянов
Информация о произведении
Полное название: 
Проблема стихотворного языка
Дата создания: 
1924

Содержание
Глава I. Ритм как конструктивный фактор стиха
Глава II. Смысл стихового слова

 

Ленты новостей