комедия

Школа злословия

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Ричард Бринсли Шеридан
Информация о произведении
Полное название: 
Школа злословия, The School for Scandal
Дата создания: 
1777
История создания: 

Первая постановка 1777, первое издание 1780

Сатирическая комедия нравов, спорящая с уходящей комедией просвещения.

Вольпоне

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Бенджамин Джонсон
Информация о произведении
Полное название: 
Вольпоне, Volpone, or the Fox
Дата создания: 
1606
История создания: 

Сюжет комедии заимствован из пьесы Лукиана Самосатского "Плутон и Меркурий" (2 в.), где Вольпоне соответствует богач Евкрат.
источник

Комедия поставлена труппой Короля в начале 1606 г.  и имела  огромный успех. До сих пор не сходит со сцены многих стран мира.

Бешеные деньги

Средняя оценка: 8 (3 votes)
Полное имя автора: 
Александр Николаевич Островский
Информация о произведении
Полное название: 
Бешеные деньги
Дата создания: 
1869
История создания: 

Комедия в пяти действиях. Ранние названия «Коса — на камень», «Не всё то золото, что блестит»). Премьера состоялась 16 апреля 1870 года в Александринском театре.

                                                   ... но из бюджета не выйду.

Как Вам это понравится

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Вильям Шекспир
Информация о произведении
Полное название: 
Как Вам это понравится, As You Like It
Дата создания: 
1599-1600
История создания: 

В год открытия «Глобуса» он пишет римскую трагедию «Юлий Цезарь» (Julius Caesar) и комедию «Как вам это понравится» (As You Like It, 1599-1600), по мотивам поэмы Чосера: "Гамелин". Рассказ о  Гамелине  напоминает времена  Уатта  Тайлера. Гамелин напоминает Робин  Гуда  своим  стремлением  установить  под  зеленой кровлей  свободного  леса  свою  собственную  справедливость,  недопускающую
угнетение слабых и судейского лицеприятства.
Но в  основу комедия   "Как  вам  это  понравится"   легла   Лоджевская   переделка  "Гамелина"- "Розалинда или золотое наследие Юфуэса", где вся вторая половина рассказа с момента бегства Гамелина совершенно изменена  и  иначе  задумана.
Шекспир придал драматическую форму повести Лоджа, очень мало  изменив  ее  и следуя почти шаг за  шагом  за  ее  текстом.  Даже  самое  название  комедии Шекспира заимствовано из одной фразы посвящения "Розалинды" лорду Гундсону и господам читателям. "Розалинда" Лоджа   написана, как это показывает и самое заглавие, в духе так  называемого  юфуизма.  Лодж  -  ученик  Лилли.  Он   не   заботится   о
правдоподобии, об исторической правде, о географии; он уснащает  свой  стиль антитезами, сравнениями, цитатами из классиков и французских поэтов;  и  это даже тогда, когда он изображает разговоры пастухов.  Но  дело  не  только  в манере изложения;  Лодж  заботился  не  об  одних  витиеватых  отступлениях, поэтических прикрасах и отборности  выражений.  Как  отзывается  Жюссеран  о Лилли, Лодж также "водит нас по всевозможным цветущим дорожкам, но как бы ни  была причудлива внешняя  форма  его  повести,  он   неизбежно  и  без  всякой оговорки ведет нас к проповеди". Сообразно этим особым  приемам  творчества, мятежный дух удальства и отпора с оружием  в  руках  общественной  неурядице исчез из рассказа о Гамелине. Средневековую точку зрения заменили изнеженная артистичность и  ученый педантизм  Возрождения.  Лес,  куда  бежит  молодой  скиталец, уже  не  притон  лихих  изгнанников.  Это  условный  романтический Арденнский лес, где рядом с ужасными львами пасут свои мирные стада слащавые пастушки. Они устраивают между собою поэтические состязания, как  в  эклогах
Вергилия, изливают в сонетах свою пламенную любовь к  пастушкам,  вырезывают не деревьях любовные стихи.
Столь важный для хронологии шекспировских пьес трактат Миреса "Palladis Tamia" (1598) не упоминает этой  комедии.  В  каталогах  книгопродавцев  она названа под 4-ым августа 1600 г. В этом году всего вероятнее она и возникла.
***
Шекспир  сохранил  морализирующий  тон  Лоджа.  Он  также  смотрит   на несправедливость и насилие, как на нечто случайное и вполне поправимое.  Зло не присуще человеческой природе. Впечатление от дружбы Селии и Розалинды, от преданности Адама, от благородства Орландо и расскаяния Оливера  усиливается еще  прекраснодушием  изгнанного  герцога,  доходящего  до  заявления,   что "сладостны последствия несчастий"... Однако и усиливая еще более светлый взгляд на жизнь, Шекспир оттенил  и
понял несравненно глубже Лоджа самые несправедливости и насилия. Внимание не скользит по ним в "Как вам это понравится" так  легко,  как  в  "Розалинде". Настроение самого  герцога,  восхваляющего  жизнь,  далекую  от  придворного блеска и почестей, хорошо понял Амьен, когда он говорит ему: 
                Жестокие удары
                     Своей судьбы вы на такой спокойный
                     И сладостный язык способны быстро
                     Переводить.
***
Сам Арденнский лес вовсе не изображен в "Как вам  это  понравится"  тем благодатным   затишьем   пастушеской   жизни,    в    котором    развивается нравственно-наставительный замысел повести Лоджа. Шекспир  не  видит  в  нем обители для размышлений; непосредственная мудрость не изгоняет здесь всецело из сердца человека все злое  и  порочное,  что  вкрадывается  в  него  среди соблазнов и заблуждений света
***
 Ведя все действие к благоприятному  исходу,  Шекспир  не
хотел замолчать зло жизни. Не далее как через год,  когда  из-под  его  пера начнет выходить целый сонм  трагических  фигур,  тяготеющее  над  миром  зло заполонит его воображение.
***
В  отношении  к  веренице  тех   несправедливостей,   которые   загнали действующих лиц "Как вам это понравится" в лесные дебри, эта  комедия  стоит таким  образом  гораздо  ближе  к  старинной  поэме  о   Гамелине,   чем   к юфуистической повести Лоджа. Но знал ли Шекспир эту  поэму?  ... 
 если  известный  шекспиролог  Хельз   показал   так
убедительно, что великий драматург читал  Чосера,  то  трудно  предположить, чтобы  ему  осталась  незнакома  поэма   о   "Гамелине":   она   входила   в "Кентерберийские рассказы" и считалась созданием их творца.
***
Путем подобных сокращений,  сложное  и  запутанное  содержание  комедии Шекспир расположил в сравнительно короткий  промежуток  времени. При такой стремительности действия о его большом  правдоподобии  нечего
было и думать. Шекспир о нем и не задумывался. Только пастухи у него немного менее литературны, чем у Лоджа; они не поют эклог и не морализируют на  тему о прелестях жизни, далекой от светской суеты....
Все  остальное  так  же  невероятно  и неожиданно, как и у Лоджа. Но внимание и не успевает анализировать  событий.
Сами действующие лица, очерченные так метко и живо, заслоняют  собою  сюжет. Заслоняет его и широко задуманная философская сторона пьесы. Дело не в сюжете.  Молодцеватый,  прямой  и  честный  Орландо,   прекраснодушный   герцог, меланхолик Жак, преданный  и  вдумчивый  Точстон  и  наконец  сами  Селия  и Розалинда, они все глубоко правдивы и вовсе не условны. Менее очерченными остались Оливер и узурпатор  Фредерик...
   Розалинда и Селия заставляют вспомнить о Беатриче и Геро в "Много  шума из ничего". Но развитие их характеров слегка сгладилось. Геро, превратившись в Селию, раньше чем стать Офелией,  Дездемоной  и  Имогеной,  позаимствовала
немало задора у своей подруги. В  ней  оказалось  гораздо  больше  жизненной энергии и остроумия, чем раньше. С другой стороны и Розалинда в этой комедии далеко не та странная и сильная душою девушка, какую мы видели  в  Беатриче.
  Евг. Аничков. Предисловие смотри

Пасторальная  комедия. Год написания — 1599—1600 гг., 1623 г. — первое издание. 

Недоросль

Средняя оценка: 8 (5 votes)
Полное имя автора: 
Денис Иванович Фонвизин
Информация о произведении
Полное название: 
Недоросль
Дата создания: 
1779-1781
История создания: 

 Недоросль - Так официально назывались дворяне, преимущественно молодые, неполучившие документа об образовании и не поступившие на службу. Вместе
с тем слово "недоросль" обозначало любого дворянина, не достигшегосовершеннолетия.
 Софья — «мудрость» по-гречески

Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия Недоросль (1779-1781, пост. в сентябре 1782, опубл. 1783). О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор "Драмматического словаря" (1787): "Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков"....  Это "комедия нравов", живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. В центре комедии — образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и тем более среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу. Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о "вольности дворянской". Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном (тема жестокого, предающегося своим страстям и губящего подданных тирана сближает комедию Фонвизина с трагедиями А.П.Сумарокова). Современников более всего в Недоросле пленяли благоразумные монологи Стародума; позднее комедию ценили за колоритный, социально-характерный язык персонажей и красочные бытовые сцены (часто эти два плана комедии — идеологический и бытописательный — противопоставлялись, как, например, в эпиграмме И.Ф.Богдановича: Почтенный Стародум, / Услышав подлый шум, / Где баба непригоже / С ногтями лезет к роже, / Ушел скорей домой. / Писатель дорогой, / Прости, я сделал то же).
           Кругосвет

            "Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего не пиши! Имя  твое бессмертно будет по одной этой пьесе".

Мандрагора

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация о произведении
Полное название: 
La mandragola
Дата создания: 
1513 или 1518
История создания: 

Написано в ссылке и опале, о чём говорится в прологе:
"...

И если легкомысленный сюжет
украсит вряд ли имя
того, кто мудрым бы считаться рад, -
корить за лёгкость автора не след:
затеями пустыми
он скрасить хочет дней унылый ряд.
Он обратил бы взгляд
к серьёзнейшим предметам,
однако под запретом
другие начинанья для него:
за них ему не платят ничего"
По одним источникам написано в 1513, по другим - в 1518. Возможно, в 1518 г. была впервые поставлена во Флоренции. Точно была поставлена в 1522 г. в Венеции и имела грандиозный успех.

Считается лучшей итальянской комедией эпохи Возрождения. Оказала большое влияние на позднейшие комедии эпохи Возрождения по всей Европе.

Слуга двух господ

Средняя оценка: 8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Карло Гольдони
Информация о произведении
Полное название: 
Слуга двух господ, Слуга двух хозяев, Il servitore di due padroni
Дата создания: 
1745-1753
История создания: 

Написана в 1745 году для актера Антонио Сакки, содержала много импровизационных сцен,  затем переписана в 1753 (или в 1749) году, в том виде, в котором мы ее знаем.

Герои восходят к комедии дель арте -  Панталоне, Бригелла, Труффальдино, Сильвио ( маска - Капитан), Смеральдина (Коломбина), Доктор Ломбарди (Доктор), влюбл

Макиавелли Никколо

Средняя оценка: 9.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация об учёном
Даты жизни: 
03.05.1469 - 21.06.1527
Научная биография: 
Из-за бедности семьи не мог позволить себе поступить в университет. Занимался самообразованием.
Описывал (документировал) как исторические события, в которых сам принимал участие. Фундаментальные исторические и политические труды писал в ссылке.
Научные сочинения относятся к истории и политической сфере:
История Флоренции,
Рассуждения о первой декаде Тита Ливия,
О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны,
Описание того, как избавился герцог Валентино от Вителлоццо Вителли, Оливеротто да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини,
Государь (Князь),
Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки
Макиавелли Николо Никколо Макьявелли.
Дипломат, историк и политик, идеи и сочинения которого актуальны до сих пор.

Женщина, не стоящая внимания

Средняя оценка: 9 (2 votes)
Полное имя автора: 
Оскар Уайльд, Oscar Wilde
Информация о произведении
Полное название: 
Женщина, не стоящая внимания, A Woman of No Importance
Дата создания: 
1893

     Аристократ лорд Иллингворт готов взять на работу секретарем юношу незнатного происхождения. Молодого человека ожидает блестящая карьера, но почему-то его мать всячески этому противится.

Много шума из ничего

Средняя оценка: 8.2 (5 votes)
Полное имя автора: 
Вильям Шекспир
Информация о произведении
Полное название: 
Много шума из ничего, Much Ado About Nothing
Дата создания: 
1598-1599
История создания: 

Впервые опубликована в кварто 1600 г., возможно, по авторской рукописи. Это издание было  перепечатано  в  Первом  фолио  (1623).  Пьеса   обычно  датируется  1598-1600  гг.  В  ее  основу  лег известный сюжет, рассказанный Банделло (перевод на французский - Бельфоре) и  Ариосто в "Неистовом Роланде" (1516, переведен в 1591).   У Шекспира мало найдется пьес,  где  бы  он  так  близко  придерживался
своего сюжетного источника, в главной сюжетной линии добавлены лишь мотивы действий дона Хуана. Зато вполне оригинальна  присоединенная  Шекспиром  к  основной  фабуле вторая сюжетная линия. 
Комедия  Шекспира игралась при дворе в 1613 г. и,  судя  по  поэме  Леонарда  Диггза  (1640), долгое  время  оставалась  популярной.  Уильям  Давенант  адаптировал   ее, озаглавив "Закон против влюбленных" (1662), но особого успеха этот спектакльне имел.
     Оригинальная пьеса была показана на сцене в 1721, 1739 и  1746  гг.  Нополностью популярность вернулась к ней только в спектакле 1748 г., где Дэвид Гаррик сыграл Бенедикта.
   Шекспировская энциклопедия      Под редакцией Стэнли Уэллса при участии Джеймса Шоу
  2002 (полная информация в энциклопедическом виде)
и примечание       А. Смирнова

Одна  из  самых жизнерадостных  пьес  Шекспира.
История любви:

Укрощение строптивой

Средняя оценка: 8.6 (5 votes)
Полное имя автора: 
Уильям Шекспир
Информация о произведении
Полное название: 
Укрощение строптивой, The Taming of the Shrew
Дата создания: 
1593-1594
История создания: 

Литературная основа пьесы   (или, наоброт, плохое кватро Шекспира, то есть неправильное изложение его пьесы)- грубый фарс 1594  о повиновении мужу и дрессировки ("The Taming a  Shrew").  Некоторые детали  (линия Биянки) заимствованы он из "I Suppositi" (Подмененные) Ариосто, в переложении на английский язык Джорджа  Гаскойня (Таскойна). Элементы  итальянской комедим масок,  придали пьесе большую яркость и театральность.
  "Укрощение строптивой" написанна, скорее всего, в начале 1590-х, была впервые напечатана в  Первом фолио (1623).
 Долгое время после Реставрации пьесу  ставили  в  адаптированном  виде. Наибольшей популярностью пользовались спектакли "Сони-шотландец" Джона Лейси
(1667), "Сапожник из Престона" Кристофера Буллока (1716), одноименная версия Чарльза "Джонсона (1716), а также  переделка  Дэвида  Гаррика  "Катарина  и Петруччо" (1754), не сходившая со сцены до конца XIX в. Первое возобновление
оригинальной пьесы было осуществлено в 1844 г. под  руководством  Бенджамина Уэбстера и Дж.Р.  Планше. В спектакле была сделана редкая  по  тем  временам
попытка возрождения традиции театральных  постановок  елизаветинской  эпохи.
Текст составлен в основном по  Шекспировской энциклопедии.      

Комедии положений и комедии характеров. Иногда ее  относят к разряду "бюргерских комедий" (по среде, в котоой проходит действие). 

Политик из кофейни, или судья в ловушке

Средняя оценка: 8 (2 votes)
Полное имя автора: 
Генри Филдинг
Информация о произведении
Полное название: 
Политик из кофейни, или Судья в (своей собственной) ловушке
Дата создания: 
1730

                    Но вскоре стал Порок сильней всего,
                     Опасно стало раздражать его.

Лес

Средняя оценка: 8.4 (5 votes)
Полное имя автора: 
Александр Николаевич Островский
Информация о произведении
Полное название: 
Лес
Дата создания: 
1870
История создания: 

     Островский начал писать «Лес» в конце лета 1870 года в Щелыкове. Упорная работа прерывалась хлопотами по имению и занятиями по переводу драмы П. Джакометти «Семья преступника».
     20 сентября 1870 года драматург сообщал своему другу Ф. А. Бурдину, артисту Александрийского театра: «Пьесу я пишу прилежно, но к октябрю едва ли кончу». 4 ноября 1870 года Островский уже уведомлял Бурдина, что пьесу он оканчивает, «но едва ли будет расчет ставить ее в настоящий сезон». К этому времени Островским были написаны первое и второе действия и шесть явлений третьего действия. 6 ноября он работал еще над седьмым явлением третьего действия.
     Первоначально «Лес» был задуман как семейно бытовая комедия. Ее действующие лица связывались тесными семейными узами: Геннадий Несчастливцев и Аксюша были родные брат и сестра – дети брата Гурмыжской. Сюжет строился на любовных взаимоотношениях Гурмыжской и Буланова. Определяющую роль в развитии действия играла тема завещания Гурмыжской, она составляла его на имя племянника – Несчастливцева, отсутствовавшего в усадьбе в момент начала действия. Гурмыжская рисовалась как богатая помещица, не испытывающая нужды в деньгах. Образ Восмибратова не играл существенной роли в конфликте пьесы. Социальный фон пьесы намечался очень слабо. Не было и глубокой обрисовки положительных героев. Например, образ Несчастливцева являлся эпизодическим. В нем драматург подчеркивал профессионально актерские стороны, которыми определялось все его поведение. Аксюша появлялась на сцене лишь в четвертом акте; Петр Восмибратов вообще отсутствовал в числе действующих лиц.
     С углублением творческого замысла менялась и сюжетно композиционная структура комедии, каждый образ приобретал идейно художественную законченность. Островский усилил сатирический тон пьесы и расширил ее социальный фон. Из семейно бытовой она превратилась в острую социально сатирическую пьесу. Четко определился драматургом ее конфликт как столкновение различных социальных групп: с одной стороны – Несчастливцев, Аксюша, Карп; с другой – Гурмыжская, Буланов, Восмибратов и др. Ввиду этого изменились и родственные связи действующих лиц: Несчастливцев, Аксюша, Гурмыжская – теперь дальние родственники. Линия любовных отношений Гурмыжской и Буланова и тема завещания отошли на второй план, а на первый выдвинулись взаимоотношения Аксюши и Петра, борьба за их счастье и тема приданого Аксюши. Несчастливцев и в идейном и в сюжетном развитии приобрел значение центрального образа. Островский стремился раскрыть в нем всю полноту не только профессионально актерских, но и гуманных человеческих качеств. Образы Милонова и Бодаева также получили более четкую социальную характеристику. Эти и подобные изменения заострили сатирическую направленность комедии.
     Для создания идейно целостного образа драматург иногда жертвовал яркими, художественно законченными сценами, монологами и т. д. Так, он не включил в окончательный текст поэтический рассказ Улиты о ее любви в молодости, интересный по своей антикрепостнической тенденции.
     Комедия «Лес» была закончена драматургом в середине декабря 1870 года.

     Подробнее см. в примечаниях к пьесе по любой из ссылок на текст произведения. К примеру, тут.

Издание 1940г., Ленинград     "Лес" делит с "Грозой" честь рассматриваться как шедевр Островского.

Иллюзия

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Пьер Корнель
Информация о произведении
Полное название: 
Комическая иллюзия» , L'Illusion comique
Дата создания: 
1636
История создания: 

   До 1660  г.  пьеса  носила  название  "Комическая  иллюзия".  Она  была поставлена в театральном сезоне 1635/36 г. театром "Марэ", с которым Корнель поддерживал близкие связи со времени своего дебюта  -  постановки  "Мелиты".
Пьесу поставили затем и в театре "Бургундский  отель",  который  пользовался особым покровительством короля. Она имела успех.

                                   ... Театр в наше время

Мещанин во дворянстве

Средняя оценка: 7.7 (6 votes)
Полное имя автора: 
Мольер, Moliere
Информация о произведении
Полное название: 
Мещанин во дворянстве, Мещанин-дворянин, Le Bourgeois gentilhomme
Дата создания: 
1670
История создания: 

     В 1669г. к Людовику XIV прибывает посол от турецкого султана (историки того времени честно сберегли для нас и его имя, и описание его вида и поведения). Посол очень гордый, гордится своим положением, и своим султаном, но в Версале сплетничают, что султан этому послу еле доверил присматривать за садом в серале.
     Король Франции, наряженный пышно, достойно и блестяще, точно так же принимает и турецкого посла пышно, достойно, со всеми церемониями. Естественно, любопытные придворные только что не бегут вслед за турком, чтобы узнать о его впечатлениях. Турок впечатлений не скрывает и объявляет любопытным, что даже конская попона его султана сияет ярче и выглядит пышнее. Французское возмущение неописуемо: оно безгранично. Король вызывает придворного комедиографа Мольера и придворного композитора Люлли. Турок обречён: над ним будут издеваться и смеяться самым естественным и неизящным образом. В скором времени на свет Божий появляется комедия «Мещанин во дворянстве», - во всяком случае, так описывают историки театра появление пьесы.
     В пьесе Мольера выписан целый маскарад - надо понимать, вслед за послом потянулось и всё посольство, и все политические интриги того времени. Но в начале нашего столетия отдадим должное Мольеру: он шагнул куда дальше своего короля. Он, видимо, был очень счастлив, когда развлекался сам и развлекал других. Кажется, юмор и смех Мольера ничто не омрачает: о «Мещанине во дворянстве» и сегодня говорят как о примере чистоты комедийного жанра.

Журден глазами актера и художника Жоффруа (1804-1895)
 
Господин Журден глазами актёра и художника Жеффруа (1804 - 1895)
Ленты новостей