dimm_admin

Сто лучших книг по мнению французов

Французский ТОП 100 .

Крестоносцы

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Сенке?вич Ге?нрик, польск. Henryk Sienkiewicz, полное имя Хе?нрик А?дам Алекса?ндер Пи?ус Сенке?вич, польск. Henryk Adam Aleksander Pius Sienkiewicz)
Информация о произведении
Полное название: 
Крестоносцы, Krzy?acy, k?y?acy, Меченосцы (вариант перевода)
Дата создания: 
1897—1900
История создания: 
Роман увенчавший своим выходом в 1900 году отдельной книгой 20-летие писательской карьеры Сенкевича. Журнальная публикация появилась чуть раньше в «Tygodnik Ilustrowany» с 1897-1900. Автор ставит своей целью показать современным ему полякам, подвергавшимся всяческому онемечиванию и опруссачиванию, Польшу в момент величайшего национального подъема и могущества, успешно противостоящую тевтонским "евроинтеграторам". Десять лет между смертью королевы Ядвиги и Грюнвальдской битвой т.е период между 1399 и 1410 годом подошли для этого как нельзя лучше. По меткому выражению самого Сенкевича роман написан "к укреплению сердец" (ku pokrzepieniu serc). Роман имеет крепкую историческую основу. В качестве источников исторической фактологии были использованы «Хроники Янка из Чарнкова» («Kroniki Janka z Czarnkowa»), «История» Яна Длугоша  («Historii Jana D?ugosza»), работы польских историков, таких как Смолка (Smolka) и Шайноха Szajnocha), немецкие и французские исторические работы, карты и т. д.

Романтическая история Збышко из Богданца племянника рыцаря Мацька з Богданца гербу "Тупая подкова" (T?pa Podkowa)

Труженики моря

Полное имя автора: 
Гюго Виктор, Hugo Victor Marie
Информация о произведении
Полное название: 
Труженики моря "Les Travailleurs de la mer”
Дата создания: 
1866
История создания: 
“Труженики моря”   вышли как отдельное издание  в 1866 году, но этот роман иногда считают продолжением "Отверженных" которые в свою очередь появились в 1862. Роман был написан на одном из островов архипелага ЛаМанш , где Виктор Гюго провел девятнадцать лет своего изгнания. Гернсей - таково имя острова вместе со своими обитателями стал частью романа.
«Труженики моря» первоначально названы по имени героя – «Жильят-лукавый», то есть колдун. Замена названия, на которую Гюго решился не без колебаний, имела целью перенести внимание с индивидуальной судьбы героя на судьбу человеческую», размышлениями о которой пронизано все творчество Гюго.

 

Самый томно-насыщенный описаниями природы и силы стихии роман Гюго.

Стаций

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Стаций, Публий Папиний; Statius, Publius Papinius
Информация об авторе
Даты жизни: 
ок.45 – 96 гг. н. э
Язык творчества: 
латынь
Страна: 
Римская империя
Творчество: 

Из обширного литературного наследия Стация. сохранилось 3 произведения: Фиваида (вероятно, 80–92 гг. н. э.) — мифологический эпос в 12 книгах, посвященный Домициану.   Другим крупным произведением Стация была Ахиллея, тоже мифологическая поэма в 2 книгах. Ахиллея, начатая в 95 г., была издана посмертно. Поэт рассказал только историю о том, как Ахилл скрывался среди дочерей Ликомеда на Скиросе, где его нашел Одиссей. Но он намеревался, как сам указывает во вступлении, описать все деяния Ахилла. В конце жизни Стацием были созданы также Сильвы (так называлось собрание множества различных предметов). Это были произведения, написанные при разных обстоятельствах и затем собранные в 4 книгах, каждую из которых предваряло прозаическое посвящение одному из покровителей. После смерти С. была издана книга V, содержавшая остальные произведения этого типа, но уже без посвящений. Весь сборник включал 32 произведения; это впоследствии систематизированные стихи на случай, различной тематики и характера. Среди них можно найти панегирики в честь Домициана и др., произведения, написанные на заказ для прославления общественных построек, произведений искусства, имеются скорбные элегии и стихи по поводу частных событий и праздников: дней рождения (genethliaca), свадеб (epithalamia), кончин (epicedia). Некоторые из них довольно личные, лирического характера, например, прекрасный эписедий на смерть отца Стация

Биография: 

О биографии Стация изветно в основном из его же собственных произведений. Воспитывался он в Неаполе, отец его прозванный Грамматиком, держал грамматическую школу кою впоследствии перевел в Рим и успешно занимался поэзией. Стаций  донес до нас школьную программу своего отца: здесь объяснялись Гомер и Гесиод; юноши учились петь оды Пиндара под аккомпанемент лиры; читались творения того Ивика, который умолял журавлей об отмщении, партении Алкмана, песни Сапфо; объяснялись и запутанные произведения эпохи Александринизма — творения Каллимаха, Ликофрона и Софрона. В римский период существования школы ее учеником с высокой степенью вероятности стал будущий император Домициан. По завещанию отца Стацию досталось небольшое поместье у Альбы, и немало знатных покровителей, имена которых он увековечил в своих стихотворениях.
С молодых лет Стаций выступал со своими произвдениями  на литературных конкурсах-агонах, учрежденных императором Домицианом. Получил первое место за панегирик, прославляющий победы императора в Германии и Дакии, но когда в 94 г. во время выступляения на Капитолийских Играх его эпическая поэма о войне Домициана с германцами О Германской войне (De bello Germanico)
не нашла признания, то по всей видимости, разочаровавшись этой неудачей, он решил вернуться в родной Неаполь, где и умер.

Влияние Стация отмечают у Немезиана, Авзония, Клавдиана, Драконция. Комментарии к «Фиваиде» составил Лактанций Плацид (автор второй половины V-начала VI века).

Пуника

Полное имя автора: 
Тиберий Катий Асконий Силий Италик ; Tiberius Catius Asconius Silius Italicus
Информация о произведении
Полное название: 
Пуника ; Punica
Дата создания: 
85-110

Взяв за образец Энеиду Вергилия, Силий Италик воспроизвел в гекзаметрах события, описанные Ливием: боги, как и в Энеиде, руководят ходом событий на земле; на стороне римлян стоит Венера, на стороне карфаг

Силий Италик

Полное имя автора: 
Тиберий Катий Асконий Силий Италик ; Tiberius Catius Asconius Silius Italicus
Информация об авторе
Даты жизни: 
25/6 — 101
Язык творчества: 
латинский
Страна: 
Римская империя
Творчество: 
Силий Италик написал одну из самых длинных латинских поэм (примерно 12 тысяч стихов), исторический эпос в 17 книгах под названием Пуника (то есть Повесть о Пунической войне), в котором описал историю второй Пунической войны.  Язык Силия Италика ясный и простой, стих, хотя и тщательно обработанный, порой грешит монотонностью. Это произведение не оказало значительнго влияния на потомков. Силию Италику иногда приписывают также авторство поэмы Латинская Илиада, но это предположение не имеет достаточных оснований.
Биография: 
Место его рождения не определено. Однако его когномен - Italicus дал учёным мужам эпохи Возрождения полагать,например, Родриго Каро в своей оде, что происходил  он из испанского города Италика, но прилагательное, обозначавшее выходцев оттуда,по-латыни Italicensis; более того, если считать эту версию верной,то совершенно непонятно, почему Марциал не указал его в списке знаменитостей рожденных в Испании первой половины 1 века. Ряд исследователей полагает, что когномен Италик означал члена корпорации Италиков, которая существовала на Сицилии и в ряде других регионов Рима.

В молодости Силий был знаменит как судебный оратор. Тем не менее, как политик он был весьма осторожен, и не имел достаточных амбиций или способностей, чтобы противостоять беззаконным репрессиями своего времени. В правление Нерона Силий участвовал в организованных Нероном судебных фарсах, выступая против жертв императора. Занял консульскую должность в год смерти Нерона (68), и по Тациту, был одним из двух свидетелей совещаний между Вителлием и Флавием Сабином, старшим братом Веспасиана, когда восточные легионы продвигались к Риму.

Жизнь Силия этого периода описана Плинием Младшим. Несмотря на то, что Силий был другом и сторонником Вителлия,Веспасиан не относился к нему враждебно. ОН прославился как умелый администратор в должности проконсула Азии (77), чем загладил свою дурную репутацию в глазах современников, заслуженную во времена Нерона. Скромный образ жизни коего придерживалс Силий, в годы правления династии Флавиев не вызывал гнева властей.

Одно время жил в Риме, но в связи с преклонным возрастом,он удалился от политической жизни в деревню и жил в своих имениях в Кампании как собиратель книг и произведений искусства. Купил виллу Цицерона, которым восхищался, и собственность под Неаполем, где находилась могила Вергилия, которого он глубоко чтил. Тогда же начал заниматься литературным творчеством.
Страдая от неизлечимой опухоли, покончил с собой отказываясь от еды и сохраняя весёлое настроение до конца. Скончался под Неаполем в своем поместье,75 лет от роду.
Имел двоих сыновей. Старший стал консуляром. Младший умер еще при жизни Италика.

Древнеримский политик и поэт эпического жанра, консул в 68 г. и автор поэмы «Пуника» — крупнейшей эпической поэмы о Второй пунической войне.

Никандр из Колафона

Полное имя автора: 
Никандр ; Nikandros
Информация об авторе
Даты жизни: 
II в
Язык творчества: 
греческий
Страна: 
Греция
Творчество: 

Никандр — автор многих прозаических и поэтических сочинений, из которых до нас дошли только два: Териака (958 гекзаметров — об укусах ядовитых животных и ранах, которые они вызывают) и Алексифармака (630 гекз. — о ядах и противоядиях). Никандра сложно назвать настоящим ученым,  поскольку он лишь обрабатывал в поэтической форме чужие произведения, как, например, Фериака, александрийского врача Аполлодора, Гиппократа. Тем не менее его частенько называют отцом-основателем герудотерапии (лечения пиявками)

Среди утраченных сочинений Никандра: мифологическая поэма Превращения, вероятно, послужившая источником для Метаморфоз Овидия и прозаически изложенная Антонином Либералом, и Георгики, значительная часть которой, возможно, была использована Вергилием. Работы Никандра восхвалены Цицероном в трактате Об ораторе (I, 16), переложены Луканом, часто цитируются Плинием и другими писателями.

Список работ:

Сохранившиеся поэмы

    Theriaca
    Alexipharmaca
    Эпиграммы

Утраченные поэмы

    Heteroeumena («Превращения»)
    Thebaica
    Oetaica
    Hyacinthus
    Ophiaca
    Hymnus ad Attalum («Гимн Аталлу»)
    Europia
    Cimmerii
    Sicelia
    Georgica («Георгики»)
    Melissourgica

Прозаические сочинения

    De Poetis Colophoniis («О колофонских поэтах»)
    Glossae («Трудные слова»)
    Colophoniaca («История Колофона»)
    Aetolica («История Этолии»)

Биография: 

Родился в городе Кларос, неподалеку от Колофона, в семье жрецов Аполлона. Расцвет его творчества приходится на время правления пергамского царя Аттала III. По словам Никандра, его отцом был Дамей (Damaeus; см. Vita Nic.), Суда называет его отцом Ксенофана и добавляет, что «согласно некоторым» Никандр был этолийцем. Кроме того, в Дельфах имеется надпись о даровании проксении «Никандру Колофонскому, сыну Анаксагора, эпическому поэту». Скорее всего, в последнем случае идет речь о тезке-коллеге известного нам Никандра.
Из вышесказанного следует что, существовало два поэта Никандра из Колофона, состоявших в родстве:
1. Никандр, сын Анаксагора, эпический поэт, жил в середине III в. до н. э.;

2.Никандр, сын Дамея, автор многочисленных дидактических поэм, одно из своих произведений он посвятил царю Пергама Атталу III (138-133 г. до н. э.), следовательно, он жил во второй половине II в. до н. э.
Никандр, сын Дамея, по-видимому, является автором обеих поэм, сохранившихся под именем Н.: Фериака в 957 гекзаметрах — о средствах против укусов ядовитых животных, и Противоядия (Aleksipharmaka) в 630 гекзаметрах. Также Н., сыну Дамея, следует, вероятно, приписать большую часть других произведений, названия или фрагменты которых сохранились под именем Н. Фрагментарно сохранились: Георгики (Georgika), Разведение пчел (Melissurgika), О змеях (Ophiaka), Об охоте (Kynegetika), Изменения (Heteroiumena), историко-этнографические поэмы, как Этолика, Колофоника, Фиваида и др. По-видимому, Никандр написал и прозаическое собрание гомеровских и диалектических глосс. Поскольку его творения писаны в эпическом гомеровском стиле, изобилующем редкими и непонятными словами, зачастую и вообще с изменеными значениями, его поэмы местами трудны для понимания.  Тем не менее именно дидактическое и практическое содержание принесло этим произведениям известность и привлекло последователей среди позднейших авторов дидактических произведений. "Георгики" Никандра были, видимо, известны Вергилию, " Изменения"(Превращения) использовали Овидий и Антоний Либерал, Мацер подражал Фериаке, а Оппиан взял за образец труд Об охоте.


Энеида

Полное имя автора: 
ВЕРГИЛИЙ, Публий Марон; Publius Vergilius Maro
Информация о произведении
Полное название: 
Энеида ; Eneis
Дата создания: 
29—19 гг. до н. э.
История создания: 
Вергилий посвятил работе над Энеидой (Eneis) последние 10 лет своей жизни (29—19 гг. до н. э.)
Поэт умер, оставив Энеиду неоконченной. Она была издана посмертно, вопреки желанию поэта, по приказанию императора Августа.

Публий Вергилий Марон, Энеида, иллюстрация
Vergilius Maro, Publius- Erneuertes Gedächtnüs Römischer Tapferkeit….1688-©Bayerische Staatsbibliothek

 Энеида представляет собой героический эпос в 12 книгах, воспевающий странствия бежавшего после разрушения Трои Энея, которые закончились его прибытием в Лаций, а затем борьбу, которую тот должен был вести

Георгики

Полное имя автора: 
ВЕРГИЛИЙ, Публий Марон; Publius Vergilius Maro
Информация о произведении
Полное название: 
Георгики ;Georgica
Дата создания: 
29 г. до н. э.
История создания: 
В 29 г. до н. э. Вергилий закончил поэму Георгики (Georgica) в 4 книгах, посвященную Меценату, который, вероятно, склонил поэта написать это произведение, подав ему мысль, отвечавшую текущей политике Августа, стремившевсего возродить разрушенное войной сельское хозяйство. Поэма должна была пробуждать любовь к земле и показать преимущества труда земледельца.
Вергилий снова обратился к греческим литературным образцам (Гесиод, Эмпедокл, Арат, Никандр из Колофона), но за ним стояли представители римской специальной литературы (Катон Старший, Варрон Реатинс

Буколики

Полное имя автора: 
ВЕРГИЛИЙ, Публий Марон; Publius Vergilius Maro
Информация о произведении
Полное название: 
Буколики; Bucolica
Дата создания: 
43-37 гг.)
История создания: 

В Буколиках Вергилий взял за образец идиллии Феокрита, перенеся этот жанр на римскую почву. Однако он не переводил дословно, не свободно выбирал элементы произведений Феокрита и объединял их в новое целое. Местом действия Буколик являются сказочная, условная страна Аркадия и италийская родина Вергилия. В идиллических сценах мы находим любовные жалобы несчастного Корридона на юношу, который пренебрегает дарами и любовью крестьянина (2), певческие состязания двух пастухов (3, 7); повесть о трагической смерти Дафниса и его апофеоз (5). Эти основные сюжетные линии автор перемежает аллюзиями на собственные переживания и современные события в Италии. Пастухи говорят на языке просвещенных классов. Идиллия Вергилия не реалистична, но носит придворный, аллегорический, а порой и философский характер. Эклоги 4 и 8 посвящены Азинию Поллиону, эклога 6 — Альфину Вару, который в трудные дни пришел на помощь Вергилию. В эклоге 4, обращаясь к пророчествам Сивиллы, Вергилий предсказывает начало новых времен, возвращение Золотого Века Сатурна. Изменение мира связано с рождением ребенка, которого напрасно старались каким-то образом определить еще в древности и в новое время. Выдвигалась гипотеза, что это дитя — лишь символ нарождающегося нового миропорядка. Некоторые христианские писатели отнесли содержание эклоги к рождению Христа, благодаря чему Вергилий в средние века был признан пророком. В науке нового времени эклога 4 имела множество различных интерпретаций. Эклога 10 посвящена поэту Галлу, скорбь которого после утраты возлюбленной Дикоры пытаются смягчить сами бога: Аполлон, Пан и вся природа. Соединяя греческие и латинские элементы, идеальную Аркадию с современной историей, Вергилий создал нечто совершенно новое. Он уже не был только подражателем александрийских поэтов, а стал оригинальным римским поэтом. В эклогах Вергилий мастерски использует различные формы изложения (монолог, диалог, певческий агон), а его гекзаметр чрезвычайно мелодичен.

В своём дебютном творении — «Bucolica» (состоящем из 10 эклог  в 43-37 гг.) — Вергилий пытается смешать латинскую поэзию с особенностями греческой, передав её простоту и

Вергилий

Полное имя автора: 
ВЕРГИЛИЙ, Публий Марон; Publius Vergilius Maro
Информация об авторе
Даты жизни: 
70—19 гг. до н. э
Язык творчества: 
латынь
Страна: 
Римская империя
Творчество: 
Наиболее ранним произведением  Вергилия считаются  10 Буколик, которые также называют Эклогами (от греч. слова ekloge — произведение, поэма), которые сразу принесли ему славу. Написаны они были в 43-37 гг. И были подражанием греческой пастушьей поэзии (от др.-греч. βουκ?λος — bukolos, «пастух»). Еще точнее сказать что Виргилий подражал Феокриту (III в. до н.э.), но с упором на  современные ему политические аллюзии.
В 29 г. до н. э. Вергилий закончил поэму Георгики (Georgica) в 4 книгах, посвященную Меценату, который, вероятно, склонил поэта написать это произведение, подав ему мысль, отвечавшую текущей политике Августа, стремившевсего возродить разрушенное войной сельское хозяйство.
Последние 10 лет своей жизни (29—19 гг. до н. э.) он посвятил работе над Энеидой (Eneis), которую задумал еще много лет назад. Энеида представляет собой героический эпос в 12 книгах, воспевающий странствия бежавшего после разрушения Трои Энея, которые закончились его прибытием в Лаций, а затем борьбу, которую тот должен был вести с Турном, царем рутулов, чтобы спокойно осесть в Лаций после свадьбы с дочерью царя латинян Лавинией. 
Поэт умер, оставив Энеиду неоконченной. Она была издана посмертно, вопреки желанию поэта, по приказанию императора Августа.
Биография: 
ВЕРГИЛИЙ, Публий Марон; Publius Vergilius Maro, 70—19 гг. до н. э., римский поэт. Родился в деревне Андес близ Мантуи в Южной Италии, где его отец имел небольшой участок. Учился в Кремоне, Медиолане (Милане) и Риме. В 41 г. до н. э. семейное имущество Вергилия подверглось конфискации (в пользу новых ветеранов). Быть может, благодаря вмешательству влиятельных друзей (Азиния Поллиона, Галла) Вергилий и получил какое-то пожалование, но он всегда тосковал по краю своего детства. По-видимому, Азиний Поллион ввел его в дома Августа и Мецената. В свою очередь, Вергилий уже весной 38 г. до н. э. представил Меценату Горация, с которым его до самой смерти связывала живая дружба. Произведения, незаслуженно приписываемые молодому Вергилию, сохранились в сборнике Appendix Vergiliana. В 42—39 гг. до н. э.
Позднейшие эпики (Силий Италик, Стаций) оставались под влиянием Вергилия, произведения которого очень быстро стали частью школьного чтения. В средние века Вергилия считали величайшим поэтом, а также чародеем и магом. Данте в Божественной комедии избрал его проводником по Аду и Чистилищу.

Dante et Virgile observent le serpent et Agnello, un des voleurs vers 1328-1330
Chantilly, musée Condé
Статья в Википедии
На сайте "Античный Рим"

В средние века Вергилия считали величайшим поэтом, а также чародеем и магом. Данте в Божественной комедии избрал его проводником по Аду и Чистилищу.

Апология

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Апулей Луций, Apuleius, Lucius(?)
Информация о произведении
Полное название: 
Апология, или Речь в защиту себя самого от обвинения в магии /Apologia sive pro se de magia liber
История создания: 
< dd>Уроженец Мадавры, колониального города на границе Гетулии и Нумидии, Апулей был сыном крупного, довольно состоятельного чиновника, получил в юности хорошее образование и имел влечение к риторике и философии; начав изучение этих наук в своем родном городе, он завершил его в Карфагене, а когда, после смерти отца, он унаследовал некоторые средства, то употребил их на поездку в Афины, где продолжал изучение философии, примкнув к школе платоников. Оттуда он направился в Рим, где, в совершенстве овладев латинским языком, стал выступать в суде; однако средств его на жизнь в Риме не хватало, он вернулся в Мадавру и некоторое время занимал там почетные должности в городском управлении; но страсть к путешествиям не покидала его и он отправился в Александрию. По дороге он тяжело заболел и был вынужден остановиться в городе Эе (теперь Триполи) для лечения; там произошел крутой поворот в его судьбе: он встретился со своим бывшим соучеником в Афинах, Понтианом, уроженцем Эи, и, поддавшись его уговорам, а может быть, соблазняемый спокойствием и достатком, женился на матери Понтиана, Пудентилле, состоятельной вдове; Пудентилле было за сорок лет, и Апулей, отзываясь о ней с большим уважением, нигде, однако, не говорит о браке по любви; именно этот брак и принес ему большие неприятности, так как родственники ее первого мужа, рассчитывавшие завладеть ее имуществом, обвинили Апулея в том, что он околдовал Пудентиллу, которая после смерти мужа долго отказывала всем, сватавшимся к ней. Процесс состоялся в городе Сабрате и кончился, повидимому, полным оправданием Апулея, так как, судя по отрывкам его позднейших речей (в "Флоридах"), он избрал своим постоянным местом жительства Карфаген, где пользовался большим почетом и славой лучшего оратора и занимал должность верховного жреца. Еще при его жизни в честь его были поставлены в Карфагене две статуи (Флор., XVI).

Метаморфозы/Золотой осел

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Апулей Луций, Apuleius, Lucius(?)
Информация о произведении
Полное название: 
Metamorphoseon, libri XI/Asinus aureus
Дата создания: 
138—161 н.э
Метаморфозы (Metamorphoseon, libri XI) в 11 книгах, единственный сохранившийся латинский роман, основанный на Превращениях Луция из Патр, сокращенный вариант которых Луций, или Осел сохранился под именем Лук

Апулей Луций

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Апулей Луций, Apuleius, Lucius(?)
Информация об авторе
Даты жизни: 
род. ок. 125 г. в Мадавре, в Нумидии, ум. после 170(?) г.,
Биография: 
Луций  Апулейрод. ок. 125 г. в Мадавре, в Нумидии, ум. после 170(?) г., римский писатель, оратор, философ. Происходил из состоятельной римской семьи, издавна осевшей в Африке. А. получил глубокое и всестороннее образование. Начатки наук изучал на родине, затем учился в Карфагене и в Афинах, где познакомился с философией Платона. Много путешествовал, особенно по Греции и Востоку, где он столкнулся со многими культами и мистериями. В Риме выступал как оратор и адвокат, а также начал литературную деятельность. Возвратившись в Африку женился в Эе (сегодня: Триполи) на состоятельной вдове Пудентилле, много старше себя. Родственники жены обвинили его в том, что он склонил ее к браку при помощи колдовства. Оправданный (158 г.), тем не менее оставил Эе и переехал в Карфаген, где прославился как философ, оратор и поэт. Он стал жрецом культа императора в провинции Африка. Во многих городах этой провинции произносил публичные речи и читал лекции.
Страница в Википедии посвященная Апулею
Апулей оставил богатое наследие, включавшее произведения различного содержания. Писал и по-латыни, и по-гречески.

Андроников Ираклий

Средняя оценка: 8.8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Андроников (Андроникашвили) Ираклий Луарсабович
Информация об учёном
Даты жизни: 
(15.09.1908, Петербург — 13.06.1990, Москва),
Научная биография: 

(статья из Лермонтовской энциклопедии)
АНДРОНИКОВ
Ираклий Луарсабович (р. 1908), рус. сов. писатель, литературовед, исследователь жизни и творчества Л (Лермонтова). Изучение биографии и творч. наследия великого поэта А. осуществляет многообразными средствами — в историко-лит. трудах, в устных рассказах, в худож. исполнении стихов, в создании кино- и телефильмов. Ему принадлежат рассказы, лит. портреты, очерки, сценарии на лермонт. темы, в к-рых научная основательность сочетается с увлекательностью изложения.

Первые разыскания А. связаны с участием в подготовке 5-томного собр. соч. Л. под ред. Б. Эйхенбаума (1935—36). В «Трудах Тифлисского гос. университета» (1936, в. I) появилась статья А. «К биографии М. Ю. Лермонтова», где устанавливалось, что большой цикл юношеских стихов поэта был посвящен Н. Ф. Ивановой. Эта статья стала основой др. работ А. на тему «Н. Ф. И.» и получила худож. воплощение в рассказе «Загадка Н. Ф. И.» (впервые: «Пионер», 1938, № 2). Уже здесь сказались принципиальные особенности метода А.: изучение худож. текста, кропотливый анализ документов в сочетании с активными поисками нового, встречами с потомками современников Л., обращением к архивам и материалам, находящимся в частных руках. В результате были установлены не только новые биографич. факты, но и найдены два неизв. стих. Л., а также портрет женщины, в к-рую был влюблен поэт.

Продолжение этой работы — исследование драмы «Странный человек», ее автобиографич. основы и идейно-худож. содержания. В кн. «Жизнь Лермонтова» (1939) установлена связь романа «Вадим» с подлинными событиями пугачевского движения в Пензенской губ., получившая развитие в ст. «Л. в работе над романом о пугачевском восстании», ЛН, т. 45—46, 1948. Весьма существенным был анализ стих. «Бородино», впервые сжато изложенный с привлечением нового материала в газ. «Правда» (1941, 22 июня). Результатом многолетних разысканий явилась монография А. «Лермонтов в Грузии в 1837 году» (1955), где выяснены мн. обстоятельства, сопровождавшие службу Л. в Нижегород. полку, изучены его связи с груз. культурой и творч. замыслы, возникшие во время путешествия по Грузии и скитаний по Сев. Кавказу. А. доказывает, что «Демон», «Мцыри», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Спор», «Тамара», «Свиданье» созданы под впечатлением живой действительности и вобрали в себя кавк. нар. предания, легенды и песни (первая публ. — в ж. «Красная новь», 1939, № 10—11). Особое место в этой книге занимает гл. «По ущельям Терека и Арагвы» — живой рассказ о том, как А. в 1952 повторил кавк. маршрут Л., побывал в тех местах, к-рые нашли отражение в живописных произв. поэта. Это позволило атрибутировать мн. его картины и рисунки.

В последующие годы А. опубл. новые работы, вошедшие в кн. «Лермонтов. Исследования и находки»

(1964, Гос. пр. СССР, 1967; 4 изд., 1977). В гл. «Лермонтов и его парт...» воссоздана творч. история стих. «Смерть поэта», рассказано о связях Л. с кругом друзей и знакомых Пушкина. Глава «Строки из писем 1841 г.» посв. обстоятельствам гибели поэта, критич. анализу документов, связанных с дуэлью Л. Большое место в книге занимает публикация материалов, к-рые много лет разыскивал А., в т. ч. ценных автографов из архива А. М. Верещагиной-Хюгель. А. опубл. неизв. ранее стих. Л. «Один среди людского шума», «Послание», вариант стих. «Есть речи — значенье...», стихотв. экспромт, обращенный к Верещагиной, автограф начала «Баллады» («До рассвета поднявшись, перо очинил...»), письмо Л. к Е. А. Арсеньевой, воспоминания В. И. Анненковой и др.

А. выступает как редактор, автор вступит. статей и комментариев к соч. Л. Под его ред. вышли: Собр. соч. в 4 тт. (изд. «Огонек», 1953); Собр. соч. в 4 тт. (изд. «Худож. лит-ра», 1964—65, 1975); соч. Л. в серии «Б-ка всемирной лит-ры» (1972). Пропагандируя наследие Л., А. привлекает к своим поискам читателей, телезрителей, радиослушателей. Большое культурное значение имеют его выступления в концертах, по радио, телевидению с устными рассказами о Л. По его рассказам создан кинофильм «Загадка Н. Ф. И.» (1959). См. в ст. Кинематография.

Соч.: Жизнь Л., М., 1939; Лермонтов, М., 1951; Избранные произв., т. 1—2, М., 1975; Я хочу рассказать вам... Рассказы, портреты, очерки, статьи, 3 изд., М., 1971; Рассказы литературоведа, предисл. К. Чуковского, 16 изд., М., 1973; Великая эстафета. Воспоминания. Беседы, М., 1975; К музыке, 2 изд., М., 1977.

Лит.: Тарле Е., Книга о Лермонтове, «ЛГ», 1951, 8 дек.; Александров В., Ираклий Андроников, в его кн.: Люди и книги, М., 1956; Шкловский В., Шифр Лермонтова, «Огонек», 1964, № 40; Жданов В., В поисках нового, «Новый мир», 1964, № 10; Полевой Б., Силуэты, «Октябрь», 1978, № 1; Молчанов В., Ключ к тайне, «Правда», 1978, 26 сент.; Тихонов Н., И. Л. Андроникову — 70 лет, «ЛГ», 1978, 27 сент.; Лакшин В., Человек-театр, «Лит. Россия», 1978, 29 сент.

Э. Э. Найдич.

АНДРОНИКОВ (АНДРОНИКАШВИЛИ) Ираклий Луарсабович

(15.09.1908, Петербург — 13.06.1990, Москва), писатель, литературовед, мастер худож. рассказа.

Ленты новостей