драматургия

Литература первой волны русской эмиграции

Писатели, поэты, философы-эмигранты, невозвращенцы, репатрианты в период с начала 20 века по конец 20-х годов

 

Литература русской эмиграции

Включает в себя русскую литературу, созданную писателями-эмигрантами четырех волн - с начала до конца двадцатого века и первого десятилетия нынешнего.

Томас Дилан

Средняя оценка: 8.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Дилан Марлайс Томас, Dylan Marlais Thomas
Информация об авторе
Даты жизни: 
27.10.1914 - 09.11.1953
Язык творчества: 
английский
Страна: 
Великобритания

Дилан Томас  — уроженец Уэльса. Родился в семье учителя английского языка. Получил среднее образование.

Юбилей

Средняя оценка: 8.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Антон Павлович Чехов
Информация о произведении
Полное название: 
Юбилей
Дата создания: 
1891

     Директор банка, предприимчивый и самодовольный делец Шипучин задумал пышно отпраздновать пятнадцатилетие вверенного ему учреждения.

Король забавляется

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Виктор Мари Гюго, Victor Marie Hugo
Информация о произведении
Полное название: 
Король забавляется, Le Roi s'amuse
Дата создания: 
1832

     Действие драмы происходит в первой половине ХVI в., в период правления короля Франциска I.

Сологуб Фёдор

Средняя оценка: 8.1 (7 votes)
Полное имя автора: 
Фёдор Сологуб (Фёдор Кузьмич Тетерников)
Информация об авторе
Даты жизни: 
1863-1927
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия, СССР
Биография: 



Федор Сологуб - псевдоним Ф. К Тетерникова, поэта и беллетриста, одного из заметных представителей старшего поколения русских символистов. Повести и романы Сологуба свидетельствуют о несомненном таланте, принявшем, однако, совершенно болезненное направление в погоне за необычайностью ощущений.
Герои и сюжеты Сологуба - смесь садизма с т.н. в психиатрии навязчивыми идеями.

БЭС Брокгауза и Ефрона

Краткая биография

Сологуб Федор Кузьмич родился 17 февраля (ст.ст.) 1863 года в Петербурге.

1871-1882 годы — учится и оканчивает сначала приходскую школу, затем уездное училище и наконец Учительский институт. Направлен после института в городок Крестцы Новгородской губернии.

1882-1892 — годы учительствования в провинциальных русских городах — Крестцы, Великие Луки, Вытегра. Пишет стихи и лирический дневник.

В 1883 году начат роман “Тяжелые сны”. В 1884 году стихотворение “Лисица и еж” опубликовано в петербургском журнале “Весна”.

1892 год — переезжает в Петербург. Здесь знакомится с вождями символизма Д.Мережковским. и Н.Минским. Начинает сотрудничать в журнале “Северный вестник”, в редакции которого и родился его псевдоним — Сологуб. В “Северном вестнике” опубликован первый рассказ Ф.Сологуба “Тени”.

В 1895 году там же выходит роман “Тяжелые сны”. Начат роман “Мелкий бес”.

1905 год — в журнале “Вопросы жизни” выходит роман “Мелкий бес”, законченный Ф.Сологубом в 1902 году. Автор становится всероссийской знаменитостью.

1906 год — во многих журналах и газетах появляются сатирические стихи и “политические сказочки” Ф.Сологуба.

1907 год — после двадцати пяти лет работы в школе Ф.Сологуб выходит в отставку. Начинает писать роман “Капли крови” /“Навьи чары”/ — первый роман тетралогии “Творимая легенда”, публикуемый в альманахе “Шиповник”. Рассказы, стихи, пьесы Ф.Сологуба постоянно печатаются в столичных и провинциальных журналах, альманахах, газетах.

1913-1914 годы — в петербургском издательстве “Сирии” выходит 20-томное собрание сочинений Федора Сологуба — романы, рассказы, стихи, драмы, сказочки и статьи.

1921 год — Ф.Сологуб обращается к Ленину с просьбой о выезде за границу. Но после того, как его жена, А.Н.Чеботаревская, покончила с собой, бросившись в Неву, Сологуб остается в Петрограде.

1926 год — Федор Сологуб избран председателем Союза ленинградских писателей, как признанный литературный авторитет.

1927 год — в декабре писатель скончался от “декабрита” — болезни, предсказанной им самим в стихотворении 13-го года: “Тьма меня погубит в декабре. В декабре я перестану жить”. Похоронен он на Смоленском кладбище в Петербурге неподалеку от могилы Александра Блока.

Ссылки на общественную деятельность: 

Критические статьи

Для Федора Сологуба единственной истиной было солипсическое Я, творящее мир как собственную фантазию и иронически играющее несовпадениями мира непретворенного и претворенного («Альдонсы» и «Дульцинеи»).
М. Л. Гаспаров. Поэтика "Серебряного века"

...он был вне направления, он был весь натура, — и какая печальная, какая трагически-извращенная, какая правдиво-изломанная натура. Декадентом он упал с неба, и кажется иногда, что он был бы декадентом, если бы не было не только декадентства, но и литературы, если бы мир не знал ни Эдгара По, ни Рихарда Вагнера, ни Верлена, ни Малларме, если бы не было на свете никого, кроме Федора Сологуба.
А. Горнфельд. Федор Сологуб

В. Ходасевич. Сологуб
Н. Гумилев. Ф. Сологуб и др.
Федор Сологуб в мифе Андрея Белого. Е. Григорьева
Максимилиан Волошин - Леонид Андреев и Феодор Сологуб
М. Волошин. Поль Верлэн. Стихи избранные и переведенные Ф. Сологубом.
С. С. Венгеров. Ф. К. Тетерников
Федор Сологуб: новые документы, новые архивы
О книге М. Павловой Писатель-инспектор Ф. Сологуб и Ф.К. Тетерников

иллюстрации
Ф. Тетерников. Начало 1880-х
Портрет Ф. Сологуба. Ю. Анненков. 1921г.
Ф. Сологуб читает лекцию "Искусство наших дней". Париж 1914г.

Я — бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.

Флорентийская трагедия

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Оскар Уайльд, Oscar Wilde
Информация о произведении
Полное название: 
Флорентийская трагедия, The Florentine Tragedy
Дата создания: 
1895
История создания: 

     Уайльд начал писать пьесу в Алжире и Флоренции, куда бежал от преследований маркиза Куинсберри, обвинившего Уайльда в развращении своего сына, лорда Альфреда Дугласа (Бози).
     В течение 1895 года Оскар Уайльд не раз упоминает в письмах к друзьям о том, что работает над "своей флорентийской пьесой" или, позднее, "Флорентийской трагедией". Он уже близок к окончанию пьесы, как разражается суд над ним, оборвавший его писательскую биографию. Уайльд был объявлен банкротом, его имущество подверглось описи, рукопись "Флорентийской трагедии" — пропала. В письмах 1896 года из Редингской тюрьмы он вновь возвращается к своей последней пьесе. "Я старался вспомнить и записать "Флорентийскую трагедию": но в памяти остались лишь отрывки, и я обнаружил, что не могу сочинять: тишина, полное одиночество, изолированность от всех человеческих и человечных влияний убивает все силы мозга: так мозг расстается с жизнью: оказывается скованным монотонией страдания" .
     Выйдя из тюрьмы, Уайльд снова трудится над пьесой. В сентябре 1897 года он пишет своему ближайшему другу Роберту Россу: "Я еду в Роуэн, чтобы попробовать заново написать "Любовь и смерть — Флорентийскую трагедию". Да, я виделся с Бози и конечно я люблю его, как и всегда любил, с ощущением трагедии и крушения". В адресованном Дугласу письме-исповеди, озаглавленном De Profundis, Оскар Уайльд также упоминает о "Флорентийской трагедии": "Моим делом — делом художника — было пребывать с Ариелем, ты же заставил меня бороться с Калибаном. Вместо того, чтобы создавать прекрасные красочные музыкальные вещи, такие как "Саломея", "Флорентийская трагедия" или "Святая куртизанка", я оказался перед необходимостью писать длинные юридические письма твоему отцу".

     Сюжет пьесы развивается во Флоренции эпохи Возрождения.

Гроза

Средняя оценка: 5.9 (9 votes)
Полное имя автора: 
Александр Николаевич Островский
Информация о произведении
Полное название: 
Гроза
Дата создания: 
1859
История создания: 

     На основе собранного материала во время экспедиции по верховью Волги в 1856-1857гг. Островским был задуман цикл пьес "Ночи на Волге". Этот замысел не был осуществлен. Под влиянием поездки драматургом были созданы отдельные пьесы, одной из которых является "Гроза".
     Долгое время считалось, что сюжет драмы был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать на место самоубийства Катерины.
     Драма была начата драматургом в июле 1859 года, а закончена 9 октября. Рукопись пьесы хранится в Российской государственной библиотеке.

      Пьеса о трагической судьбе Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи, рвущейся на свободу, мечтающей о свете и воле, которых нет в ее провинциальном городке.

Макиавелли Никколо

Средняя оценка: 9.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Никколо ди Бернардо Макиавелли Nikkolo di Bernardo Machiavelli
Информация об учёном
Даты жизни: 
03.05.1469 - 21.06.1527
Научная биография: 
Из-за бедности семьи не мог позволить себе поступить в университет. Занимался самообразованием.
Описывал (документировал) как исторические события, в которых сам принимал участие. Фундаментальные исторические и политические труды писал в ссылке.
Научные сочинения относятся к истории и политической сфере:
История Флоренции,
Рассуждения о первой декаде Тита Ливия,
О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны,
Описание того, как избавился герцог Валентино от Вителлоццо Вителли, Оливеротто да Фермо, синьора Паоло и герцога Гравина Орсини,
Государь (Князь),
Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки
Макиавелли Николо Никколо Макьявелли.
Дипломат, историк и политик, идеи и сочинения которого актуальны до сих пор.

Женщина, не стоящая внимания

Средняя оценка: 9 (2 votes)
Полное имя автора: 
Оскар Уайльд, Oscar Wilde
Информация о произведении
Полное название: 
Женщина, не стоящая внимания, A Woman of No Importance
Дата создания: 
1893

     Аристократ лорд Иллингворт готов взять на работу секретарем юношу незнатного происхождения. Молодого человека ожидает блестящая карьера, но почему-то его мать всячески этому противится.

Лукреция Борджа

Средняя оценка: 5.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Виктор Мари Гюго, Victor Marie Hugo
Информация о произведении
Полное название: 
Лукреция Борджа, Lucrece Borgia
Дата создания: 
1833
История создания: 

     Драма «Лукреция Борджа» (первоначальное название «Ужин в Ферраре») была написана вслед за драмой «Король забавляется» (с 9 по 29 июня 1832 г.) и, по свидетельству самого автора, тесно связана с нею своей моральной проблематикой. Однако «Лукреция Борджа» лишена политического пафоса, характерного для предыдущей пьесы. Не активная борьба против зла, а неизбежность морального возмездия за зло составляют ее идею.
     Как и в драме «Король забавляется», Гюго применил здесь свой метод гротеска, построенного на гуманистической мысли о доброй природе человека, которую не могут до конца убить никакие социальные извращения и уродства. Таким зерном добра должно явиться в данном случае материнство Лукреции. В «Лукреции Борджа» Гюго стремится вызвать сострадание к коронованной преступнице.
     Имея печальный опыт в прошлом, Гюго опасался препятствий к постановке «Лукреции Борджа» и потому в предисловии к пьесе заранее опровергал обвинения ее в безнравственности. Первое представление «Лукреции Борджа» состоялось 2 февраля 1833 г. в театре Порт-Сен-Мартен. Современники отмечали сценичность драмы, простоту композиции, лаконизм действия. Жорж Санд в письме 1870 г. сравнивала даже мастерство Гюго в «Лукреции Борджа» с античной трагедией.

     "Лукреция Борджа" – первая драма Гюго, написанная прозой.

Аннаянска, сумасбродная великая княжна

Средняя оценка: 5 (1 vote)
Полное имя автора: 
Джордж Бернард Шоу, George Bernard Shaw
Информация о произведении
Полное название: 
Аннаянска, сумасбродная великая княжна, Annajanska, the Wild Grand Duchess
Дата создания: 
1917
История создания: 

     "Аннаянска" - чисто бравурная пьеса. Для своих "номеров" современный мюзик-холл требует небольших скетчей, которые продолжаются минут двадцать и позволяют любимцу публики совершить краткий, но блистательный выход в достаточно заурядной постановке. В прежние времена мы с мисс Маккарти не раз помогали друг другу прославиться в серьезных пьесах - от "Человека и сверхчеловека" до "Андрокла", - а мистер Чарлз Рикетс снисходил к нашим просьбам и, оторвавшись от своих занятий живописью и скульптурой, придумывал для наших пьес удивительные костюмы. Но вот мы трое разогнули спины - как, вероятно, разгибали спины миссис Сидонс, сэр Джошуа Рейнолдс и доктор Джонсон - и создали "номер" для мюзик-холла "Колизей". Нет, мы не смотрели на театр-варьете сверху вниз и не считали его лилипутом или свой театр - Гулливером. Напротив, мы - трое новичков, только что освободившихся из-под тяжкого ига интеллектуального театра, - просили публику о снисхождении.
     Сияли огни рампы, звучал "1812-й год" Чайковского; мисс Маккарти и мистер Рикетс легко и естественно показали себя с лучшей стороны. Мне, боюсь, это не удалось. За свой вклад в пьесу я удостоился всего одного комплимента: какой-то приятель сказал мне, что это единственная из моих вещей, которая не показалась ему слишком длинной. Тогда - действуя по своему правилу: "радуйся упрекам, ибо за ними часто скрывается похвала", - я добавил к ней еще пару страниц.

Дж.Б.Шоу, предисловие к пьесе

     Княжна Аннаянска, дочь диктатора мифической страны Беотии, заражается большевистскими идеями и готова возглавить революцию.

Парчовый барабан

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Юкио Мисима, Хираока Кимитакэ, Yukio Mishima
Информация о произведении
Полное название: 
Парчовый барабан

     В пьесе использован сюжет драмы одного из основателей классического театра Но Дзэами Киёцугу, в которой рассказывается о любви старика-подметальщика к придворной даме, обещающей старику взаимность, если

Ее высочество Аои

Средняя оценка: 8.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Юкио Мисима, Кимитакэ Хираока
Информация о произведении
Полное название: 
Ее высочество Аои
Дата создания: 
1954

     Пьеса входит в цикл "Современные пьесы для театра Но".

Ханьданьская подушка

Средняя оценка: 9 (2 votes)
Полное имя автора: 
Юкио Мисима, Кимитакэ Хираока
Информация о произведении
Полное название: 
Ханьданьская подушка

     Подушка из древнего китайского города Ханьдань обладает магической особенностью: тому, кто

Ленты новостей