экспрессионизм

Дюрренматт Фридрих

Полное имя автора: 
Фридрих Йозеф Дюрренматт Friedrich Josef D?rrenmatt
Информация об авторе
Даты жизни: 
1921-1990
Язык творчества: 
немецкий
Страна: 
Швейцария
Творчество: 

Швейцарский драматург, прозаик и публицист. Лауреат многих литературных международных и национальных премий, в том числе - Мольеровской (1957), Шиллеровской (1959), австрийской Государственной премии за европейскую литературу (середина 1980-х годов) и др.

В 22 года Дюрренматт взялся за написание своей первой пьесы, которую так и не завершил. В последующие несколько лет он начал зарабатывать на жизнь писательским трудом, создавал рассказы, радиопьесы. В 1947 году Дюрренматт дебютировал как драматург пьесой «Ибо сказано…", затем последовал «Процесс об ослиной тени». Успех к драматургу пришел после постановки комедии «Брак господина Миссисипи», в которой впервые ярко проявились характерные для его творчества черты — гротеск, черный юмор, элементы детективного жанра.
Мировую известность ему принесли гротескные трагикомедии «Ромул Великий» (1949), «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1962).
Среди других пьес Дюрренматта можно назвать также «Ангел спускается в Вавилон», «Франк V. Опера частного банка», «Соучастник», «Играя Стриндберга», «Ахтерлоо». Перу писателя также принадлежат криминальные романы «Судья и его палач» (1952), «Подозрение» (1953), «Обещание» (1958), «Правосудие» (1985), повести «Грек ищет гречанку», «Авария», «Лунное затмение», «Зимняя война в Тибете», «Поручение, или Наблюдение наблюдателя за наблюдателями. Новелла в 24 предложениях», фантастическая пьеса «Операция `Вега`", сатирическая поветь «Падение», сборник рассказов «Город». Основы эстетических воззрений Фридрих Дюрренматт изложил в сборнике эссе «Проблемы театра» (1955), а его представлениям о современном мире посвящена книга «Соответствия» (1976).

В России известен с середины 1950-х годов. Переводилась его проза, ставились и издавались пьесы, по его произведениям снимались фильмы. В нашу культуру он вошел в послесталинское время и сразу внес в нее нечто ей заведомо чуждое и даже враждебное — озорство, игру, яркую театральность, гротескно-шутовское изображение мира, застрявшего где-то на полпути к катастрофе. Неоднократно бывал в России, еще во времена СССР. Оставался, однако, непримирим к марксистской идеологии, что затрудняло издание его книг.

___________________________________

Основная проблематика творчества: утрата духовных корней, трагическое бессилие человека, противостоящего хаотичному и жестокому миру. Однако Дюрренматт считал, что время трагедии прошло, и что комедия осталась единственной сценической формой, способной отразить трагизм современной жизни. Трагическое мироощущение драматург передает через комическое несоответствие; его главным эстетическим приемом становится гротеск, сводящий воедино несочетаемые цели и средства, ситуации и характеры, проблемы и способы их решения. Так ведущим эстетическим направлением его драматургии становится жанр трагикомедии. В творчестве Дюрренматта ощущается влияние Брехта, однако действие его пьес перенесено из политической и социальной сферы в область морали, нравственности, духовной жизни. Основными темами драматурга становятся предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость.
Источник

***

...в его книгах огромную роль играет случай. Случай обнаруживает двусмысленность жизни и действительное лицо персонажей. Именно поэтому так часты «перевертыши» в его сюжетах. Шаг вперед — и все изменилось, все обернулось совсем другой стороной. Случай у Дюрренматта случаен и неслучаен одновременно: он призван прояснить тайну, вывести на поверхность то, что скрыто от глаз. «Искусство драматурга, — писал Дюрренматт в примечаниях к пьесе «Физики», состоит в том, чтобы наиболее действенным образом включить случай в сюжет... История такого рода гротескна, но не абсурдна (бессмысленна) ... Она парадоксальна».
Дюрренматт считал своей задачей создавать «модели современного мира». Его парадоксальные «модели» правдивы в особом смысле слова: они заставляют задуматься над ненадежностью очевидного. Как обычно бывает в комедиях, все основано на заблуждениях и ошибках. Но свои комедии Дюрренматт называл трагическими (так определен, например, жанр «Старой дамы»). Ведь речь у него идет не только о сегодняшней, быть может, преходящей ситуации в мире — речь идет о счастье и безнадежности, смысле и бессмысленности человеческого существования.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия

***

Дюрренматт любит ошарашивать и озадачивать. Именно поэтому он ввел в большую литературу убийства, преступления, тайны в таком количестве, какие позволительны были раньше разве что в детективе. Но это не стало патологической увлеченностью кровавыми драмами - все эти захватывающие дух пируэты служат ему лишь средством для выражения своих идей.
Л.Невская. Мир-лабиринт "Альпийского затворника"

В сети интернет:
В библиотеке Мошкова
На Альдебаране
Архив для скачивания

Биография: 

Родился 5 января 1921 в Конольфингене (Швейцария). Изучал литературу, философию и естественные науки в Бернском и Цюрихском университетах. В 1940-е годы, отказавшись от намерения стать художником, занялся писательством. С 1952 жил в Невшателе. Умер 14 декабря 1990.

В его жизни не было ничего необычного. Он родился в семье протестантского священника, и смеясь говорил потом, что работа отца определила частое присутствие в его произведениях смерти: все время кого-то отпевали, кого-то хоронили. Учился в Цюрихском университете , изучал филологию и философию (след этих занятий заметен в его творчестве). Был не только писателем, но и художником, большинство его книг вышло с его рисунками.
Прожил всю жизнь в своем Бернском кантоне, откуда совершал недлительные путешествия, слыл затворником, с властями не дружил и не враждовал.

Дюрренматт был веселый, общительный, но резкий человек. Один неплохой русский писатель однажды обратился к нему с просьбой помочь издать свои произведения. Дюрренматт резко ответил: «Писателю помогать не надо, а графоманам я не помогаю. Если Вы писатель, пробейтесь сами».
Из воспоминаний

Ссылки на общественную деятельность: 

В 1990 году широкую известность получили его речи, адресованные Вацлаву Гавелу и Михаилу Горбачеву, которые появились под заголовком «Надежда Канта».

Изобразительное творчество Ф. Дюрренматта долгое время стояло на втором плане. С 2000 года все его творческое наследие можно увидеть в Centre Dürrenmatt в Невшателе, где писатель прожил многие годы. В центре подземного выставочного зала уже на открытии висела особенно недобрая картина под названием «Последнее общее собрание Швейцарского банка», изображающая банкиров, совершающих коллективное самоубийство.

На моем письменном столе рядом с рукописью всегда лежит лист белого картона, к которому я порой долго не прикасаюсь. Но вот однажды я беру его и делаю беглый набросок пером: изображаю город, а на заднем плане двух гигантских сражающихся друг с другом звериных существ на фоне озаряющего небо Млечного пути. Потом я снова откладываю рисунок, часто на целые дни; иногда, впрочем, как бы невзначай, подправляя его пером. Погуще штрихую небо, и меня охватывает ощущение упоенности от того, что я творю мир как бы из Ничего. Я рисую ночь напролет, две ночи, не чувствуя усталости.
Ф. Дюрренматт

Публицист, драматург, художник-экспрессионист. Мастер психологического детектива

Франц Кафка

Средняя оценка: 8.8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Герман Гессе
Информация о произведении
Полное название: 
Франц Кафка
Дата создания: 
1935-1956
История создания: 

Примечание к публикации:

"Гессе одним из первых увидел в Кафке крупного художника и внимательно следил за его творчеством, откликаясь на появление каждого нового произведения. Настоящая подборка состоит из рецензий, откликов и аннотаций, опубликованных в разное время в связи с выходом в свет книг Кафки. Время написания указано в конце каждого текста. Статья «Толкования Кафки» впервые напечатана в «Нойе цюрхер цайтунг» 3 февраля 1956 г."

Кто впервые попадает в этот поэтический мир, в это необычное, своеобразное смешение еврейских теологических изысканий и немецкой поэзии, тот вдруг обнаруживает, что заблудился в царстве видений, то совершенно нереал

Дадаистский манифест 1918 года

Средняя оценка: 6 (2 votes)
Полное имя автора: 
Рихард Хюльзенбек
Информация о произведении
Полное название: 
Дадаистский манифест 1918 года
Дата создания: 
1918
История создания: 

Вскоре после провозглашения дадаизма

 

Амок

Средняя оценка: 5.8 (5 votes)
Полное имя автора: 
Стефан Цвейг, Stefan Zweig
Информация о произведении
Полное название: 
Амок, Amok
Дата создания: 
1922

Из разговоров Густава Яноуха с Францем Кафкой

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Кафка Франц
Информация о произведении
Полное название: 
Из разговоров Густава Яноуха с Францем Кафкой
Дата создания: 
Записано в начале 20-х годов, опубликовано в 1951
История создания: 

"Г. Яноух познакомился с Кафкой в марте 1920 года, в канцелярии общества социального страхования "Arbeiter-Unfallversicherung-sanstalt", где вместе с Кафкой работал отец Яноуха, однажды показавший своему коллеге стихи сына. После этого они часто встречались и беседовали. По словам Г. Яноуха, он в 1926 году, участвуя в издании на чешском языке рассказов Кафки, получил от издателя Иозефа Флориана предложение подготовить для публикации свои дневниковые заметки о Кафке. Он выписал из своих дневников соответствующие места и в чешском переводе передал их И. Флориану, однако до издания дело тогда не дошло. После войны Г. Яноух разыскал среди своих бумаг и у друзей чешско-немецкие и немецко-чешские тексты своих записей и, "ограничившись лишь приведением в порядок, отбором и перепиской старых воспоминаний", опубликовал "Разговоры с Кафкой. Записи и воспоминания" ("Gesprache mit Kafka. Aufzeichnungen und Erinnerungen", S. Fischer Verlag, Frankfurt am Main, 1951)." (примечания к тексту "Разговоров")

Из книги Густава Яноуха "Разговоры с Кафкой", приблизительно половина которой переведена на русский язык. Весьма любопытны прямые высказывания Франца Кафки по самым разным вопросам.

Гигантский крот

Средняя оценка: 8 (4 votes)
Полное имя автора: 
Кафка Франц
Информация о произведении
Полное название: 
Гигантский крот. (Деревенский учитель (Гигантский крот)

ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ

http://img261.imageshack.us/img261/6678/davidway7gi5.jpg

Андреев Леонид

Средняя оценка: 6.5 (4 votes)
Полное имя автора: 
Леонид Николаевич Андреев
Информация об авторе
Даты жизни: 
1871-1919
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия, Финляндия
Творчество: 

Сайты, посвященные писателю:

Разное:

__________________________________________________________________________________
Максимилиан Волошин о Леониде Андрееве, небольшая цитата:
«Та часть русской публики, которая любит в Леониде Андрееве его мучительные искания и ценит его как мыслителя по "Жизни Человека" и по "Елеазару", та публика не знает и не понимает ни горького сарказма, ни тонких намеков, ни сложной мифологии, ни классической простоты языка Сологуба. <…>
     Сологуб и Леонид Андреев нисколько не противоречат и не уничтожают друг друга, они не олицетворяют двух каких-либо полюсов в русской литературе, они никак друг другу не соответствуют, они иррациональны.
     Быть может, даже если мы сможем отрешиться от всех форм и требований искусства, то мы найдем между ними некое отдаленное сходство, которое сведется к безвыходной муке земного воплощения и к тому осадку горечи и отчаяния, который неизбежно остается в душе, принявшей в себя обманное марево их произведений».
____________________________________________________________________________________

Статьи и исследования:

Русский писатель, уроженец Орла («мы, орловские»),  с успехом у публики пробовавший себя в различных манерах, не сцепившихся ни во что цельное: реалистическая («Губернатор») и даже протокольно-натуралисти

Нора

Средняя оценка: 9.4 (5 votes)
Полное имя автора: 
Кафка Франц
Информация о произведении
Полное название: 
Нора
История создания: 


Дневник крота, обустраивающего твердыню home в непосредственной близости от готового приступить к вскрышным работам бульдозера. Печальная аллегория стремления и способности человека распоряжаться своей судьбой.

В исправительной колонии

Средняя оценка: 9.2 (12 votes)
Полное имя автора: 
Кафка Франц
Информация о произведении
Полное название: 
В исправительной колонии

inkling: Блеск и нищета фанатизма! И злобная ирония судьбы, отказывающей герою в том просветлении, которое он столь успешно навязал другим :)

Как строилась Китайская стена

Средняя оценка: 9.6 (8 votes)
Полное имя автора: 
Кафка Франц
Информация о произведении
Полное название: 
Как строилась Китайская стена
История создания: 


О несоизмеримости масштабов и взаимной отчужденности творения и художника.

                              

Голодарь

Средняя оценка: 9.2 (11 votes)
Полное имя автора: 
Кафка Франц
Информация о произведении
Полное название: 
Голодарь
Дата создания: 
1924
История создания: 

Впервые опубликовано в одноименном прижизненном сборнике рассказов

Искусство как зрелищный продукт соматической особенности организма, ничем большим не примечательного.

Кафка Франц

Средняя оценка: 9.1 (15 votes)
Полное имя автора: 
Кафка Франц
Информация об авторе
Даты жизни: 
1883-1924
Язык творчества: 
немецкий
Страна: 
Австро-Венгрия, Чехия
Творчество: 

 ___________

Вальтер Беньямин. Франц Кафка. Из библиотеки Славы Янко; то же здесь.
Вальтер Беньямин. Франц Кафка. К десятой годовщине со дня смерти. С сайта, посвященного Кафке.
Борхес. Кафка и его предшественники.В биб-ке Либрусек;то же эссе на сайте, посвященном Борхесу.
М. Рыклин. Мир Кафки. Франц Кафка: изнанка метафоры.
Густав Яноух. Из разговоров с Францем Кафкой. С сайта "Литературная Прага".

 
ФРАНЦ КАФКА

... слова, из которых состоят сочинения Кафки, предназначены для иных глаз и ушей – физически, а не духовно иных, вот в чем штука. Эти глаза, уши и весь воспринимающий организм еще не прорезались. Кафка же, зачем-то ими опережающе наделенный, писал так, точно все обладали его зрением, слухом, предвидением и способностью их сочетать в опыте ино-чувственного прикосновения к разнородным субстанциям, от этого прикосновения шевелившимися, как шевелятся волосы на голове. В итоге трепет смущения и подчиняющий читательское существо хохот, безудержно правильная истерическая реакция. Убежден, что тут не суггестивность искусства, не прочий гуманистический вздор в утешение, а особый, с этикой и без морали, ужас воздействия религиозного текста...

/Александр Гольдштейн. Лучшее лучших/

                                    * * *

новое "Франц Кафка достаточно хорошо знал о языческой вере в судьбу, владеющей народом, который живет под постоянной властью случая, об извечной тяге вычитывать особый надчеловеческий смысл в событиях, рациональное значение которых неизвестно и непонятно втянутым в них людям. Он прекрасно сознавал роковую притягательность таких народов, чья грусть и чарующие печальные народные сказания казались много выше настроенной легче и светлее литературы более удачливых народов. Он показал нам гордыню из нужды как таковую, банальную неизбежность зла и тот жалкий самообман, который отождествляет зло и несчастье с судьбой. Чудо было только в том, что он смог сделать это в мире, где главные элементы такой атмосферы еще не полностью сгустились и выделились. Кафка доверился своему могучему воображению, чтобы до конца извлечь все необходимые выводы и, так сказать, дорисовать то, что действительность почему-то не позаботилась проявить отчетливо. (См. особенно в «Замке» великолепную историю семьи Варнавы, которая читается как фантасмагорическая пародия на тему русской литературы. Семья живет под неким проклятьем, к членам ее относятся как к прокаженным, пока они и сами не начинают чувствовать себя таковыми, — и все это просто потому, что одна из хорошеньких дочерей этой семьи когдато осмелилась отвергнуть нескромные предложения важного чиновника. Простые жители деревни, до последних мелочей контролируемые бюрократией, и даже в мыслях своих — рабы прихотей всемогущих чиновников, давно поняли с тех пор, что быть правым или неправым — это для них дело «судьбы», которую сами они не в силах изменить. Опозорен не отправитель непристойного письма, как наивно думает герой романа К., а его получатель, становящийся клейменым и запятнанным Именно это подразумевают селяне, когда толкуют о своей «судьбе». «Тебе это кажется чудовищным и несправедливым, но так во всей Деревне считаешь только ты единственный»)"
Ханна Арендт, "Истоки тоталитаризма"

 

Критика, исследования:

Кафка в России:

_____________

Исаак Башевис Зингер. Друг Кафки. Рассказ, с сайта киевской гор. электронной биб-ки.
Кирилл Кобрин, рецензия на книгу Клода Давида "Франц Кафка", с сайта Русский журнал.

Об израильском архиве Кафки, долго лет пребывавшем под спудом.
"Суд раскрыл рукописи Кафки", на ту же тему, с сайта OpenSpace.

Кафка, иллюстрация, Как строилась Китайская стена

Иллюстрации к произведениям Кафки Александра Айзенштата

Биография: 

 

ФОТОАЛЬБОМ

http://img55.imageshack.us/img55/6988/ind2jf9.jpg

 

Великий австро-венгерский писатель, уроженец и житель Праги, секуляризованный еврей, принадлежащий кругу немецкой культуры, образец отщепенчества и космополитизма.

Ленты новостей