гуманизм

Петрарка Франческо

Полное имя автора: 
Francesco Petrarca
Информация об авторе
Даты жизни: 
1304—1374
Язык творчества: 
итальянский, латынь
Страна: 
Италия, Франция
Творчество: 

* Франческо Петрарка - снискал славу у современников, был увенчан лавровым венком на римском      Капитолии как выдающийся поэт своего времени.
* Знаток и пропагандист античной философии и литературы, один из первых собирателей античных рукописей, заложивший начала гуманистической филологии.
* Первый проанализировал особенности языка Сократа, Аристотеля, Цицерона и Вергилия, Эпикура и Тацита.
* Явился создателем литературной латыни, на которой вскоре заговорила вся образованная Европа.
* Мыслитель-гуманист, бросивший смелый вызов схоластической науке средневековья.
* Родоначальник новой современной поэзии. Его "Книга песен" надолго определила пути развития европейской лирики, став непререкаемым образцом - началась эпоха петраркизма, не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли.
* Положил начало исторической критике, доказав подложность некоторых документов, ранее считавшихся подлинными.
* Возродил античное искусство риторики, как действенной силы, способной совершенствовать как индивидуума, так и общество.
* Обосновал идею о культурном единстве Европы, народы которой - носители одного цивилизационного начала, ориентирующиеся на схожую систему ценностей.
* Обосновал тезис о том, что основой единства нации выступает прежде всего язык. Наличие единого языка есть непременное условие существования государственности.
* Все творческое наследие Петрарки (лирика, трактаты, эпистолярий) свидетельствует о рождении нового мировоззрения, обращенного к проблемам человека, его земного бытия. Однако он еще принадлежит к средневековому миру ценностей, в нем существует единство духовного и светского, аскетического и полноценно-жизненного, традиционно-средневекового и субъективного. Петрарка синтезирует средневековую и ренессансную проблематику - соборность и индивидуализм, отказываясь от догматизма и авторитарных форм средневекового религиозного мышления, искренне стремится примирить эстетические теории античных философов с нравственными принципами христианства.

В сети Интернет:

В библиотеке Мошкова
На либрусек Также здесь
В викитеке   Там же на итальянском
Сонеты на сайте Ренессанс
Лирика. Переводы Вяч. Иванова
Сanconiere на lib.ru (итал)
Сanconiere (итал. анг)
Автобиография. Исповедь. Сонеты (pdf)
Автобиографическая проза на readr.ru
Три сонета (декламация на итальянском. youtube)


Основные критические и литературоведческие работы по Итальянскому Возрождению и творческому наследию Петрарки.

Биография: 

Это лишь казалось, что я жил при князьях, на деле же князья жили при мне
\из письма к Боккаччо\

_________________________________

Научные знания и методы Петрарки кажутся теперь детским лепетом, его латинских трактатов никто не читает, даже его итальянские сонеты, читаемые доныне, сами по себе, вне связи с его личностью, не оправдали бы его славы, потому что, несмотря на всю их формальную прелесть, они оставляют нас холодными. Петрарка-деятель принадлежит истории, чужд нам также Петрарка-поэт, но стоит кому-нибудь изучить его деятельность и его поэзию и через то воскресить его живой образ, - мы с удивлением видим, что в этом лице есть черты поразительного сходства с нами, так что почти не верится, что он отдален от нас таким огромным промежутком времени; и тогда живым смыслом наполняются для нас его писания.
М. Гершензон. 1915г.





Автобиографические труды:

1. Epistola ad posteros (Письмо к потомкам) 1374г. Незаконченная автобиография, излагающая внешнюю историю жизни.
2. De contemptu mundi (О презрении к миру) 1343г. Диалог с блаженным Августином. Изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще.

От Франциско Петрарки потомству привет.
Коли ты услышишь что-нибудь обо мне - хотя и сомнительно, чтобы мое ничтожное и темное имя проникло далеко сквозь пространство и время,- то тогда, быть может, ты возжелаешь узнать, что за человек я был и какова была судьба моих сочинений, особенно тех, о которых молва или хотя бы слабый слух дошел до тебя. Суждения обо мне людей будут многоразличны, ибо почти каждый говорит так, как внушает ему не истина, а прихоть, и нет меры ни хвале, ни хуле.
Франческо Петрарка. Автобиографическая проза.

В исповеди Петрарки, которая по силе внутреннего анализа, по умению разбираться в движениях своей души, по глубокой искренности и не сдерживаемой ничем откровенности представляет, особенно для XIV века, нечто совершенно исключительное, мы присутствуем при его внутренней борьбе. Петрарка первый заглянул в свою душу и первый сумел изобразить царящую в ней смуту. Это то, что он называл латинским словом acedia, муки человека, почуявшего в себе свое я, трудная и болезненная работа личности на пути к самосознанию и самосовершенствованию.
Источник

***

Петрарка построил свою жизнь в соответствии с основополагающими постулатами своей концепции
индивидуализма, согласно которой мыслящая личность обладает правом действовать прежде всего исходя из своих интересов и потребностей, добиваясь почета и широкой известности. Петрарка был истым сыном своего времени, прекрасно его понимал, прекрасно был понят и оценен своими современниками.
Между смертью Данте и расцветом славы Петрарки прошло всего двадцать - двадцать пять лет, но общественно-политическая атмосфера Италии успела сильно перемениться в этот небольшой промежуток времени и для этого времени гордая и непреступная фигура Данте совершенно не подходила в качестве своего духовного вождя. Искусство устраивать своей особе благодушное существование, юркость и умение приспособляться - вот качества, присущие передовому человеку Треченто - некрупной фигуре с маленькой душой и большим тщеславием. Таков Петрарка, взявший на службу своему честолюбию любимых учителей древности - Цицерона, Вергилия, Сенеку. Знакомство с древней литературой и историей разожгло в нем жажду славы, здесь нашел он блестящие примеры ее осуществления. Мысль поставить свое имя в ряд этих бессмертных имен, быть самому спустя столетия предметом поклонения для потомков сделалась его манией. Сколько бессонных ночей, хлопот и тревог стоил ему лавровый венок! Он ревниво оберегает свою славу, не терпит посягательств и соперничества. В его взгляде на Данте сквозит явная зависть, к искренне привязанному к нему Боккаччо он покровительственно снисходителен. Самая выдающаяся черта его характера - эгоизм. Он самолюбив до мелочности. Он уживается при любом дворе тирана или папском дворе.
Rerum temporalium appetitus, любовь к мирскому, три дантовских аллегорических зверя: чувственность, честолюбие и жадность - сопровождают Петрарку всю жизнь. Всю жизнь он любит Лауру, жаждет славы и выпрашивает доходные синекуры. Таков Петрарка и таков его век: освобождая свой дух от средневековых пут, люди прежде всего стремились к приятному, серьезное являлось потом. Но главная задача была ими все-таки достигнута, и Петрарке в этом отношении принадлежит большая заслуга.

\из биографических материалов в сети интернет\
***

 

 

Я человек двух миров, взирающий и вперед и назад
Франческо Петрарка

___________________________________

Коменский Ян Амос

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Ян Амос Коменский, Jan Amos Komensky, Comenius
Информация об авторе
Даты жизни: 
1592 - 1670
Язык творчества: 
чешский, латынь
Страна: 
Чехия, Германия, Англия, Венгрия, Польша, Нидерланды
Творчество: 

 "Таких, как он, современные философы относят к "абсолютным познавательным оптимистам", потому что Ян Амос неоднократно повторял:
1) "в мире нет ничего, чего бы не мог обнять одарённый чувством и разумом человек";
2) "человеческое тело вполне достаточно для бесчисленных действий".
/
Пласковицкий. Адаптация абсолютов. По книге Яна Амоса Коменского "Великая дидактика"/

мир чувственных вещей в картинках. детские игры.
Иллюстрация к книге Коменского "Мир чувственных вещей в картинках"

Вечная жизнь и вечный двигатель. 

" [...]Это весьма поверхностное (и не слишком понятное) описание показывает нам, что «машинка», сконструированная Коменским в 1639 г., в самом деле работала. Как долго это продолжалось, мы, к сожалению, не знаем, но, по-видимому, устройство действовало достаточно длительное время, потому что автор с чистой совестью принимал его за перпетуум мобиле. Именно поэтому большая часть сочинения «Об искусстве самопроизвольного движения» написана в мажорном, приподнятом тоне; при этом, конечно, наибольшую ценность данному произведению придает глубокая вера автора в технический и общественный прогресс человечества."
 /с сайта Перпетуум Мобиле/

Краткая библиография

1614 - 1627 энциклопедический труд "Театр всех вещей";
1612 - 1656 словарь "Сокровищница чешского языка";
1627 - 1632 "Дидактика" (на чешском, также "Рай церкви или рай чешский");
1633 - 1638 "Великая Дидактика" (на латыни) - система всеобщего и всестороннего образования-воспитания в целостном изложении;
1631  аллегорическая поэма о страннике "Лабиринт света и рай сердца";
1631  "Открытая дверь к языкам" - первый учебник латинского языка, построенный на описании реальной действительности;
1649 "Новейший метод языков" - философское учение о языке, обосновывающее необходимость развития национальных языков;
1651 "Пансофическая школа";
1656 "Школа - игра" - 8 пьес для детей на основе материала "Открытой двери к языкам";
1658 первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках";
1644 "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" - план реформы человечества;
1668 подведение итогов жизни - "Единственно необходимое".

Всеобщий совет об исправлении дел человеческих, избранные главы. 
Более-менее полная библиография в немецкой Википедии, в разделе Werke.

Биография: 

биография на сайте Радио Прага
на сайте музея Яна Амоса Коменского (англ.) 
;
в Википедии;
на сайте рефератов;
на сайте Хронос;
на сайте Филателия;
на сайте Жизнь Евразии.

альфред муха. ян амос коменский - последние дни в наардене
 
"Вся моя жизнь протекала не на родине, а в непрерывных скитаниях, мое пристанище постоянно менялось, нигде не находил я себе прочного приюта."

/Ян Амос Коменский/
 

Ссылки на общественную деятельность: 

"Каменский есть личность историческая: он принадлежит не одному своему народу, но всей Европе. Он работал у чехов, поляков, немцев, англичан, шведов, венгров, всюду воодушевляемый одной высокой и благородной мыслью воспитанием нового, лучшего поколения достигнуть всеобщего счастья, всеобщего мира на земле."
/Из предисловия к "Избранным педагогическим сочинениям Я. А. Коменского"/

Последний епископ общины "Богемских братьев".

ян амос коменскийЧешский философ-гуманист, посредник между жизнью и образованием, универсальный педагогический гений, с

Структурная антропология

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс, Claude Levi-Strauss
Информация о произведении
Полное название: 
Структурная антропология, Anthropologie structurale
Дата создания: 
1958
История создания: 

Книга составилась из первой фундаментальной научной работы Леви-Стросса "Элементарные структуры родства", дополненной более поздними наблюдениями. Вторая, расширенная версия (Структурная антропология 2") вышла в 1973 году.

Центральная как по времени появления, так и по значению работа Леви-Стросса, выросшая из ранних "Элементарных структур родства" и прямиком ведущая к "Неприрученной мысли" и фундаментальным "Мифологикам&qu

Размышления о Ганди

Средняя оценка: 8.3 (4 votes)
Полное имя автора: 
Джордж Оруэлл
Информация о произведении
Полное название: 
Размышления о Ганди
Дата создания: 
1949
История создания: 

По горячим следам

Честный, что характерно для Оруэлла, и информативный очерк личности и политической деятельности Ганди в ретроспективе его бурной антиколониальной борьбы и одновременно притягательной и отталкивающей моральной про

Генрих Бёлль - Лев Копелев. Почему мы стреляли друг в друга?

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Генрих Бёлль
Информация о произведении
Полное название: 
Почему мы стреляли друг в друга?
Дата создания: 
1979
История создания: 

Лев Копелев – советский литературовед-германист и диссидент. В 1945 году в звании офицера получил 10 лет (и отсидел их) за протесты против военных преступлений советских войск в Восточной Пруссии. Выведен в романе Солженицына «В круге первом» под именем Льва Рубина. С 1977 года лишен возможности преподавать и печататься. Во время поездки в Западную Германию в 1980 году лишен советского гражданства. Умер в Кельне в 1997.

 

 

Генрих Белль – в то время уже известнейший писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1972), гуманист, активный защитник гражданских прав как в отношении радикальных левых на Западе, так и диссидентов в СССР, пользующийся при этом любовью советских читателей благодаря большим тиражам книг, выпускаемых ценивший его антиреваншистскую позицию Москвой.

 

              

 

Беседа состоялась в Москве при посредничестве Клауса Бернарца. Впоследствии Белль принимал у себя лишенного советского гражданства Копелева. Сам факт обсуждения писателем мирового значения с диссидентом и другом Солженицына таких тем как советские военные преступления в оккупированной Германии и существо советской системы был в глаза Кремля скандалом и вмешательством во внутренние дела СССР, что вкупе с другими «вызывающими» поступками Белля привело в конечном счете к запрету его книг в Советском Союзе.
Напечатано в парижском журнале «Синтаксис» (1981)

Клаус Беднарц:

Апофеоз Августа

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Клод Леви-Стросс
Информация о произведении
Полное название: 
Апофеоз Августа
Дата создания: 
середина 1950-х годов
История создания: 

Глава 37 книги "Печальные тропики"; история написания самой пьесы рассказана в очерке

О путях возвращения блудного сына цивилизации и тщете путешествий и приключений.

 

Несчастный двадцатый век (окончание)

Мы вправе спросить: отчего в наше время даже самые радостные события жизни обретают зловещий оттенок?

Несчастный двадцатый век (продолжение)

Мне кажется, что в конечном счете речь идет именно об этом, и именно это нам следует обсуждать.

Несчастный двадцатый век

Средняя оценка: 8 (3 votes)
Полное имя автора: 
Имре Кертес
Информация о произведении
Полное название: 
Несчастный двадцатый век
Дата создания: 
1995
История создания: 

Выступление в гамбургском «Schauspielhaus»

Взгляд на двадцатый век глазами его бесчисленных жертв.

 

Веймар зримый и незримый

Средняя оценка: 7.5 (2 votes)
Полное имя автора: 
Имре Кертес
Информация о произведении
Полное название: 
Веймар зримый и незримый
Дата создания: 
середина 1990-х годов

Ну понятно - Веймар и его "буковый лес". Более подробно - в повести Кертеса "По следам".

Эврика! Стокгольмская речь

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Имре Кертес
Информация о произведении
Полное название: 
Эврика! Стокгольмская речь
Дата создания: 
2002
История создания: 

Нобелевская лекция, прочитанная 7 декабря 2002 г. в Шведской Королевской академии.

  (частично)

Родина, дом, страна (окончание)

Итак, вы видите: с тех самых пор как родился и существую, я всегда был и есть такое особенное существо, которое власти собственной моей страны - в основном, тоталитарные - рассматривали как «внутреннего врага»; и в

Ленты новостей