евангелия

Иисус Христос (продолжение)

В дни перед главным иудейским праздником — пасхой И. X. приближается к Иерусалиму, торжественно въезжает в этот город на ослице (символ кротости и миролюбия в противоположность боевому коню, ср. Зах.

Иисус Христос

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Сергей Аверинцев
Информация о произведении
Полное название: 
Иисус Христос
Дата создания: 
1991
История создания: 

Словарная статья в фундаментальном "Мифологическом словаре", М. "Советская энциклопедия", 1991. Встречал в интернете крайне недоброжелательные высказывания в адрес Аверинцева, который, будучи верующим христианином, написал эту статью для атеистического издания с его советской спецификой (написание слов Бог, Святой Дух и проч. с маленькой буквы и т.д.). Не знаю, насколько такой ригоризм оправдан. Во всяком случае, в атмосфере нынешнего религиозного мракобесия нейтральный тон и научная добросовестность статьи производят отрадное впечатление. Что же касается того, что Иисус Христос рассматривается как мифологический персонаж, то разоблачению христианства от одежд мифа посвятили себя целые научные школы. Например, одна из работ библеиста и теолога Рудольфа Бультмана так и называется - "Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия" http://pergam-club.ru/book/3717 . По этой теме см. также ссылки на другие его работы http://pergam-club.ru/book/2842 , и страницы Пергама, посвященные работам современного филолога-новозаветника Сергея Лезова http://pergam-club.ru/book/4121

 

В христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы — как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретн

О непроисхождении христианства из иудаизма

Средняя оценка: 7.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Лёзов Сергей Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
О непроисхождении христианства из иудаизма
Дата создания: 
1997
История создания: 

Доклад, прочитанный 29 сентября 1997 г. на конференции по библеистике, организованной Библейско-Богословским институтом св. апостола Андрея (Москва).
Входит в книгу "Попытка понимания", 1999

 

(частично)

Евангелие Марка в переводе С. Лезова

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Информация о произведении
Полное название: 
Евангелие Марка в переводе С. Лезова
Дата создания: 
1995

В составе книги "История и герменевтика в изучении Нового Завета".

История и герменевтика в изучении Нового Завета

Средняя оценка: 10 (2 votes)
Полное имя автора: 
Лёзов Сергей Владимирович
Информация о произведении
Полное название: 
История и герменевтика в изучении Нового Завета
Дата создания: 
1995
История создания: 

Опубликовано в книге "Попытка понимания. Избранные работы", 1999. В смысле материала и исследовательской методики к монографии примыкает сугубо специальная работа "Библейское повествование и повествование евангелия Марка" http://ivka.rsuh.ru/binary/78809_55.1236190187.64499.pdf

Захватывающий историко-филологический триллер, сюжет которого развивается по линии сбрасывания евангелиями мифологических оболочек: от проблемы источников, включая устную традицию и т.н.

Прокуратор Иудеи

Средняя оценка: 7.7 (9 votes)
Полное имя автора: 
Варлам Тихонович Шаламов
Информация о произведении
Полное название: 
Прокуратор Иудеи
Дата создания: 
1965
История создания: 

Открывает цикл рассказов "Левый берег"

 

Пятого декабря тысяча девятьсот сорок седьмого года в бухту Нагаево вошел пароход «КИМ» с человеческим грузом. Рейс был последний, навигация кончилась.

Иуда Искариот

Средняя оценка: 7.6 (9 votes)
Полное имя автора: 
Леонид Николаевич Андреев
Информация о произведении
Полное название: 
Иуда Искариот
История создания: 

"Леонид написал рассказ "Иуда Искариот и другие" - два дня мы с ним говорили по этому поводу, чуть не до сумасшествия, теперь он переписывает снова. Вещь, которая будет понята немногими и сделает сильный шум"
Горький, из письма 1906 года

*

"Все мы знаем уже могущественное дуновение андреевского таланта, и можно только удивляться, тому, что и годы не убивают это чудовищное напряжение. Я не берусь судить, превзошел или не превзошел себя Андреев в последней повести. Скорее - нет. Но сила изобразительности, "громадный внутренний фонд творчества" (как выразился об Андрееве Андрей Белый), как будто еще увеличились"
Александр Блок, 1907

В Сети нет

________

"Здесь опять же если не главным, то первым оказывается Леонид Андреев, его «Иуда Искариот». Эта вещь кажется нам значительнее поверхностного, бьющего на психологический эффект «Рассказа о семи повешенных». Это настоящее «Евангелие от Иуды» — жанр, реставрация или обнаружение которого стало любимой игрой нашего уже времени (хотя бы у Борхеса, не говоря уже о новейших археологических находках).
При том что Иуда у Л. Андреева изображен в бытовых тонах мелкого местечкового торговца, это самый значительный из апостолов. Прежде всего он умен. И он единственный понимает величие Христа, масштабы принесенной Им в мир истины; понимает, кажется, больше самого Христа, который как бы «прост». Иисус создает мощное движение, видит Иуда, но Он не способен быть вождем. В стилизациях Андреева Иуда скорее уж должен был называться Петром, тем более что и этот оказался склонным к предательству, но предательство Петра — мелкое, оппортунистическое, не предательство, а отречение. Иуда же отнюдь не отрекается от Христа, он зачинает Его дело, он берет на себя инициативу. Для этого надо предать Христа: чтобы мир увидел, кого Он лишился — и взбунтовался. Вот это и есть провокация: победить — ценой гибели Победителя мира.
Тонкость Андреева в этой вещи — понимание самой жертвы Христовой как провокации. Провокатор — сам Христос. И эта провокация, можно сказать, усугубляется тем, что он сам выбирает, «назначает» предателя. Иуда избран для того, чтобы предать — и тем осуществить Христову жертву, мистерию христианства.

«Так. Все кончено. Сейчас они поймут», — подумал Иуда, и вдруг что-то странное, похожее на ослепительную радость падения с бесконечно высокой горы в голубую сияющую бездну, остановило его сердце.

Что может удержать от разрыва тоненькую пленку, застилающую глаза, такую тоненькую, что ее как будто нет совсем? Вдруг — они поймут? Вдруг всею грозною массой мужчин, женщин и детей они двинутся вперед, молча, без крика, сотрут и солдат, зальют их по уши своею кровью, вырвут из земли проклятый крест и руками оставшихся в живых высоко над теменем земли поднимут свободного Иисуса! Осанна! Осанна!

Это то же самое, что фантастические видения Муси из «Рассказа о семи повешенных», — фантазии, а то и прозрения самого Андреева. Тут действительно «попахивает Достоевским», происходит некое карамазовское «вверх тормашки», черное называется белым и наоборот. Возникает подозрение, что, живи Достоевский дольше, он второй том жизнеописания Алексея Федоровича построил бы в том же ключе: ибо Иуда, делающий дело Христа, не тот же ли инок, ставший террористом?"

http://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=2008/10/paramonov.htm Борис Парамонов, "О подражании Христу", с сайта Журнальный зал

Переложение известной гностической версии роли Иуды в сюжете о страстях Иисуса Христа, доведенной до логического конца Борхесом и совсем недавно получившей свежее толкование в коптском "Евангелии от Иуды" (дру

Три версии предательства Иуды

Средняя оценка: 8.3 (7 votes)
Полное имя автора: 
Борхес Хорхе Луис
Информация о произведении
Полное название: 
Три версии предательства Иуды

Говорят, у Христа имелся «темный двойник» Иешуа, мессия евреев.

Котлован

Средняя оценка: 7.7 (9 votes)
Полное имя автора: 
Андрей Платонович Платонов
Информация о произведении
Полное название: 
Котлован
Дата создания: 
1931?
История создания: 

"Машинист", либретто сценария. По существу, представляет собой наброски к повести «Котлован» с прорисовкой многих фабульных линий. С сайта Хронос

О строительстве Вавилонской башни в мире, утратившем Бога и небеса.

 

Платонов Андрей

Средняя оценка: 8.8 (11 votes)
Полное имя автора: 
Андрей Платонович Платонов (Климентов Андрей Платонович)
Информация об авторе
Даты жизни: 
1899-1951
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия, Советский Союз
Творчество: 

Подробнейший "Библиографический указатель произведений писателя на русском языке, опубликованных в 1918 – янв. 2000 г. Литература о жизни и творчестве" Сост.-ред. В.П. Зарайская; Науч. конс. Н. В. Корниенко.

__________

Иосиф Бродский. Послесловие к "Котловану" Платонова. С сайта, посвященного нобелевским лауреатам по литературе

* * *
новое Алексей Варламов. Андрей Платонов (главы из книги) С сайта Журнальный зал
новое Алексей Варламов. На адовом дне коммунизма. Андрей Платонов от "Чевенгура" до "Котлована". С сайта Журнальный зал
новое Алексей Варламов. Андрей Платонов: свет гибели (главы из романа). На сайте журнала "Москва"
Книга доктора филологических наук Михаила Михеева "В мир А. Платонова - через его язык. Предположения, факты, истолкования, догадки". М. Изд-во МГУ. 2003.
Электронные версии:

* * *

Владислав Отрошенко. Книга для комментариев на скрипке. С сайта "Русский переплет"
Александр Дырдин. Горизонты странствующего духа. Андрей Платонов и апокрифическая традиция. С сайта Хронос
Александр Дырдин. Молчание и речь у Платонова. С сайта Хронос
статьи Натальи Корниенко, специалиста по творчеству Платонова
Миловое Иованович. Гений у развилки дорог
Элеонора Рудаковская-Борисова. Семиотика пищи в произведениях Андрея Платонова. Публикация Тартусского университета, с сайта университета
новое Ханс Гюнтер. О красоте, которая не смогла спасти социализм. 4. Уродливые тела искажают облик социализма.  С сайта Журнальный зал
новое Елена Меньшикова. Карнавальный гротеск Андрея Платонова. Из блога fedy-diary
новое Елена Меньшикова. Гротескное сознание: явление советской культуры. Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Андрей Платонов. В Читальном зале Пергама
новое Владимир Ермаков. Столпник в толпе: парадокс Платонова. С сайта Журнальный зал
новое Вера Калмыкова. Андрей Платонов. Собрание сочинений. Рецензия на первый том, с сайта Журнальный зал

* * *

Борис Левит-Броун, из книги "Зло и спасение", журнал "Крещатик", 2006

_______
 
                                                                             Самуил Лурье

- Сегодня - 100 лет со дня рождения Андрея Платонова -

                             Главный свидетель

В прозе Андрея Платонова персонажам всегда хочется спать, - и они засыпают при каждой возможности, спасаясь таким способом от голода, от страха, главное - от тоски.
В тоску превращается время, проходя через организм, наделенный душой - то есть знанием о смерти.
Всего невыносимей для подобного существа - любовь к живому, то есть тоже смертному.
Уж лучше пустые хлопоты, дальняя дорога, даже казенный дом.
Платонов писал о том, что жизнь не похожа на литературу, что любовь не похожа на жизнь, что мечта усталого неандертальца о вечном покое - главный источник социализма, и власть непонятных слов над нищими духом - его составная часть.
Люди убивают друг друга за слова, как за вещи, потому что в периоды осуществления социальной справедливости необычайно возрастает роковая историческая роль Дурака.
"Капитализм рожал бедных наравне с глупыми. С беднотою мы справимся, но куда нам девать дураков?"
В общем так: - убить всех плохих, а то хороших очень мало; - ревности не полагается; уступи свою очередь нуждающемуся товарищу, потому что влюбленный человек для женщины туже; - от труда заводится собственность, от собственности - неравенство, а там и рабство; но жизнь понуждает к труду - социализм разрывает порочный круг, потому что он - любовь к смерти; - однако хорошие обязаны вытерпеть жизнь до конца: чтобы, как сказано выше, покончить с плохими - ради будущего счастья все равно чьих детей.
"Товарищи! Вечно идет время на свете - из нас уж душа вон выходит, а в детях зато волосы растут. Вы поглядите своими глазами кругом, насколько с летами расцветает советская власть и хорошеет молодое поколение! Это ж ужасно прелестно, от этого сердце день и ночь стучит в мою кость и я скорблю, что уходит план моей жизни, что он выполняется на все сто процентов и скоро я скроюсь в землю под ноги будущего всего человечества... Кто сказал, что я тужу о своей жизни?... Ага, я сказал! Так позор мне, позор такой нелепой сволочи! Бояться гибнуть - это буржуазный дух, это индивидуальная роскошь... Скажите мне громко, зачем я нужен, о чем мне горевать, когда уже присутствует большевицкая юность и новый шикарный человек стал на учет революции?! Вы гляньте, как солнце заходит наш нашими полями, - это же всемирная слава колхозному движению!"
Так инстинкт смерти, притворившись мыслью, овладевает человеческой массой - и очень скоро превращается в кровожадную пошлость.
Андрей Платонов записывал этот процесс изнутри: выдуманные люди в своих невозможных речах передавали состояние собственной его совести, - а он отождествлял себя с одним из так называемых политических классов; он неистово желал оправдать и осветить смыслом окружающую реальность и свою роль в ней действительно различал в смерче над полем битвы произвола с хаосом проблески грядущей космической победы человечества над несправедливой судьбой. Он ненавидел несправедливость, и только ее одну, - но не в силах был не замечать, что справедливость, сбываясь, - ужасна и отчасти смешна.
Он был главный свидетель главного события эпохи. Если бы все сочинения Андрея Платонова, подобно лучшим его романам, остались в рукописях и если бы эти рукописи погибли, - временное торжество социализма в России осталось бы в истории чем-то вроде природной катастрофы - беспощадной, но бессмысленной. Андрей Платонов, наравне с другим величайшим поэтом уходящего века - Францем Кафкой, пробился к истине - не к той реальности, в которой мы якобы существуем, но к той, что существует в нас, - и создал по-настоящему большой стиль - мучительный, но неотразимо внятный.
"Симон Сербинов ехал в трамвае по Москве. Он был усталый, несчастный человек, с податливым быстрым сердцем и циническим умом. Сербинов не взял билета на проезд и почти не желал существовать, очевидно, он действительно и глубоко разлагался и не мог чувствовать себя счастливым сыном эпохи, возбуждающим сплошную симпатию; он чувствовал лишь энергию печали своей индивидуальности. Он любил женщин и будущее и не любил стоять на ответственных постах, уткнувшись лицом в кормушку власти..."
По-моему, Андрей Платонов сам был такой человек.

журнал "Невское время", №162, 1.09.1999 (сетевой версии не нашел)

* * *

Андрей Битов. Пятьдесят лет без Платонова. Журнал "Звезда", 2001
Андрей Битов. Место человека в конце света. Андрей Битов об Андрее Платонове с интервалом в 50 лет. Из  "Независимой газеты"

Владислав Отрошенко. Встреча в Тамбове.
С сайта "Русский переплет"

Борис Парамонов. Русский европеец Андрей Платонов.  С сайта Радио Свобода

Михаил Эпштейн. Язык бытия у Андрея Платонова. С сайта Журнальный зал

* * *
Виталий Орлов. Пушкин и Платонов. С сайта журнала "Спектр"
Евгений Лесин. Все хорошо, родина, отвяжись... Об Андрее Платонове и Венедикте Ерофееве - писателях разных и одинаковых. С сайта журнала "Пролог"

* * *
Н. Кожевникова. Превращения слова в прозе Платонова. С сайта 1 сентября
Валерий Крапивин."Технический роман", "Борьба стихий"(опыт прочтения "Технического романа" Андрея Платонова). Из ЖЖ-сообщества, посвященного писателю
Рейчел Полонски. К.А. Баршт. Поэтика прозы Андрея Платонова. Художественная антропология Андрея Платонова.  Об исследованиях творчества Платонова в аспекте современной научной и философской картины мира, с сайта Журнальный зал
Роберт Чандлер. Из жизни стрелочников и поездов. С сайта журнала "Стороны света"
Роберт Чандлер, о "Джане" Платонова и узбекском поэте Хамиде Исмайлове, с сайта журнала Стосвет
Инна Борисова. Атлантида Андрея Платонова. С сайта газеты "1 сентября"
Э. Бальбуров. "Художественная гносеология" Андрея Платонова в свете философских исканий русских космистов. С сайта Филология

Платонов в кино:

Александр Секацкий, о фильме Александра Сокурова по мотивам произведений Платонова, с сайта Энциклопедия культур
Анжелика Заозерская, о фильме "Отец" по рассказу "Возвращение", с сайта газеты "Труд"

Платонов на сцене:

Пьеса "Шарманка" в театре "Современник", с сайта НГ

форум читателей:

"С творчеством Платонова я, к сожалению, не знакома. Но после чтения подобных цитат возникает естественный вопрос: а так ли уж умен автор?" - отсюда http://forum.aldebaran.ru/index.php?action=printpage;topic=19270.0 в остальном живое и интересное обсуждение;

а вот здесь еще смешнее http://avvas.bestpersons.ru/feed/post784902/

_________

мемориальное:

письмо Марии Андреевны Платоновой, дочери Платонова, относительно открытия музея отца в помещении нынешнего Литинститута, с сайта Коврова, посвященного Андрею Платонову;
Вацлав Михальский. Платонов-ченч. Рассказ, журнал "Дружба народов", 1999;
Олег Павлов, Сергей Есин. Возвращение откладывается. Два мнения по поводу открытия в помещение Литературного института музея Андрея Платонова. "Экслибрис НГ", 2000;
о судьбе семейного архива Платонова, с сайта Аргументы.ру.

Олег Павлов. Я не стал объяснять, что значение Платонова уже меняется ... С сайта журнала "Русский переплет"

Памятные места Платонова в Воронеже, с сайта Литературный Воронеж

* * *

К 110-летию Андрея Платонова

беседа на Радио Свобода с участием Дмитрия Волчека, Бориса Парамонова, Андрея Битова и других

"Философствуя грамматически", международная научная конференция в ИМЛИ, с сайта НГ

"Голос безъязыкого народа", на сайта журнала Новое время

Константин Кедров. Сокровенный сверхчеловек. С сайта газеты Известия

* * *

О приуроченном к годовщине выходе первых томов первого полного собрания сочинений Платонова, с сайта новостей

Биография: 

биография Андрея Платонова на сайте, посвященном писателю

* * *

 «Я жил и томился, потому что жизнь превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности. До революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться… Фраза о том, что революция — паровоз истории, превратилась во мне в странное и хорошее чувство: вспоминая ее, я очень усердно работал на паровозе [...]
/из письма Платонова будущей жене Марии, с сайта Просвещение.ру/

_______

новое «В рассказе «Усомнившийся Макар» автор, критикуя советский бюрократизм, обнаруживает непонимание сути Советского государства как органа диктатуры пролетариата и проводит политически ошибочные тенденции. Советский госаппарат показан не как форма участия рабочих и крестьян в управлении страной, а как механический аппарат принуждения, нивелировки человеческой личности. Объективно роман Платонова подкрепил тот наскок на партию и пролетарскую диктатуру, который велся троцкистами. [...]"
/из Литературной экциклопедии 1934 года о Андрее Платонове, с сайта Просвещение.ру/

* * *

"Андрей Платонов. Воспоминания современников" из биб-ки ImWerden

Даниил Данин. Строго как попало. Нелицеприятно о стиле и личности Андрея Платонова, по страницам старых дневниковых записей, с сайта Журнальный зал
Леонид Кацис. Андрей Платонов – это Шолохов? К вопросу об авторстве "Тихого Дона" и других произведений Шолохова, с сайта Журнальный зал
Наталья Корниенко. "Авторство Шолохова" как доходная тема... С сайта журнала "Наш современник"

Великий русский писатель, уроженец Воронежской области. По профессии - инженер-мелиоратор, по призванию - евангелист и пророк.

Ленты новостей