реализм

Рубец на ноге Одиссея (окончание)

У Гомера материал и сюжет всецело остаются в кругу мифологического сказания, а материал Ветхого завета по мере развития все больше приближается к истории; в рассказах о Давиде историческое повествование уже преобла

Рубец на ноге Одиссея

Средняя оценка: 8.3 (7 votes)
Полное имя автора: 
Эрих Ауэрбах
Информация о произведении
Полное название: 
Рубец на ноге Одиссея
Дата создания: 
1942-1945
История создания: 

Первая глава трактата "Мимесис"

Два основания европейских литератур, представленные, по Ауэрбаху, Гомером с его панорамной, внутренне бесконфликтной, тщательно выписанной и лишенной динамики ойкуменой Улисса - и ветхозаветными авторами с их иссту

Реализм. Статья из Литературной энциклопедии. Автор - Д.Мирский

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Дмитрий Петрович Святополк-Мирский
Информация о публикации
Название публикации: 
Реализм
Выходные данные: 
Мирский Д. Реализм // Литературная энциклопедия: В 11 т. [М.], 1929-1939. Т. 9. - М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. Сов. Энцикл., 1935. Стб. 548-576.

Статья Реализм из Литературной энциклопедии.

Утраченные иллюзии

Средняя оценка: 8.3 (3 votes)
Полное имя автора: 
Оноре де Бальзак, Honore de Balzac
Информация о произведении
Полное название: 
Утраченные иллюзии; Illusions perdues
Дата создания: 
1835 - 1843

Два поэта. Люсьен де Рюбампре и Даниэль д'Артез

Герберт Уэллс

Средняя оценка: 5.7 (3 votes)
Полное имя автора: 
Евгений Иванович Замятин
Информация о произведении
Полное название: 
Герберт Уэллс
Дата создания: 
1922
ЗРИМЫЕ ОБРАЗЫ:

Лучшее лучших - I

Средняя оценка: 7.5 (4 votes)
Полное имя автора: 
Гольдштейн Александр Леонидович
Информация о произведении
Полное название: 
Лучшее лучших - I
Дата создания: 
1999

От редакции

Лев Толстой

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Виктор Борисович Шкловский
Информация о произведении
Полное название: 
Лев Толстой
Дата создания: 
1963
История создания: 

Из серии Жизнь замечательных людей. Существует второе издание, существенно изменённое и переработанное.

Биография Толстого с квалифицированным литературоведческим разбором произведений.
Лев Толстой Виктора Шкловского (ЖЗЛ)

Лифшиц Михаил

Средняя оценка: 9 (1 vote)
Полное имя автора: 
Михаил Александрович Лифшиц
Информация об учёном
Даты жизни: 
1905-1983
Научная биография: 

Во время учёбы во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе в 1927 г. опубликовал свой первый программный текст под названием "Диалектика в истории искусства", вызвавший негодование авангардистов, которые преобладали тогда в искусстве и среди преподавателей ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Образцом для современного искусства провозглашает искусство античности, эпохи Возрождения, реализма 19 века. За слова, подобные "Вопреки ходячим фразам нашего века абсолютная красота существует так же, как абсолютная истина" обвиняется в "правом уклоне в искусстве". С 1929 года дальнейшая учеба становится для него невозможной.
С 1927 года же Лифшиц начинает собирать материалы для описания системы эстетических взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в 1933 впервые издаёт антологию
"Маркс и Энгельс об искусстве", затем в 1938 г. антологию "Ленин о культуре и искусстве". Затем они многократно переиздавались.
С 1929 г. работает
в области эстетики и теории искусств в Институте Маркса и Энгельса (с 1930 г. в кабинете философии истории вместе с Дьердем Лукачом).
В 1933-1940 вместе с Лукачем издают журнал Литературный критик, в котором развивают марксистские идеи, часто впоследствии противниками называвшиеся "гносеологизмом". Сам Лифшиц называл их "теорией отражения". К группе Лифшица-Лукача примыкал Андрей Платонов, который печатал в журнале статьи в основном под псевдонимом Фёдор Человеков. Они утверждали, что ценность произведения искусства не зависит ни от классовой принадлежности автора, ни от верности/неверности (марксизма/немарксизма) идеологии автора, а зависит от верности и полноты отражения действительсти.
Реализм провозглашался не ограниченным временными рамками течением, а свойством всякого подлинного искусства. Критиковали вульгарную социологию и модернизм.
С 1963 г. Лифшиц – старший научный сотрудник сектора эстетики Института истории искусств Минкультуры СССР, затем работал в качестве зав. сектором эстетических учений .
В 1960 гг. в статьях «Почему я не модернист», «Феноменология консервной банки» и книге «Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт» (1968) критикует модернизм.
Преподавал в Институте Красной профессуры (с 1925 г.), затем в ИФЛИ.
«Литературный критик»

Алексей Толстой

Средняя оценка: 7 (1 vote)
Полное имя автора: 
Алексей Николаевич Варламов
Информация о произведении
Полное название: 
Алексей Толстой
Дата создания: 
2006
История создания: 

Из серии Жизнь замечательных людей

Про жизнь и творчество Толстого Алексея Николаевича

Филдинг Генри

Средняя оценка: 8 (1 vote)
Полное имя автора: 
Генри Филдинг, старый вариант Фильдинг, Henry Fielding
Информация об авторе
Даты жизни: 
1707-1754
Язык творчества: 
английский
Страна: 
Великобритания
Творчество: 

книги в  библиотеке   Мошкова,  
книги на  на мириадах.ру
на литпортале,
на LIb.udm.ru,
на bookz.ru,
на английском языке  в библиотеке Гутенберг

Избранные произведения
комедия «Любовь в различных масках» („Love in Several Masques“), 1728 - 4 представления
 "Маскарад"  (под  псевдонимом  Лемюэля  Гулливера,"поэта-лауреата королевства Лилипутии") - 1728, сатира на излюбленное  развлечение лондонцев, происходившее обычно в оперном театре Хеймаркета.
комедии"Щеголь из Темпля"1729 или 1730
комедия положений "Любовь под разными масками ( "Love in Several Masques").
 фрас "Трагедия  трагедий, или Жизнь и смерть великого
 Мальчика с Пальчик" ("The Tragedy of Tragedies, or The Life and Death of Tom Thumb the Great")  1731 (первое название пародийная  пьеса  "Мальчик  с  пальчик,  трагедия.   Сочинение Скриблеруса Второго". )
комедия «Валийская опера или У жены под башмаком»  (позднейшее название — «Опера Граб-стрит») "The Welsh Opera", 1731
пьеса «Дон-Кихот в Англии» („Don Qvixote in England“)1734
«Пасквин, драматическая сатира на современность» („Pasquin, a Dramatick Satire on the Times“)1736
сатира "Исторический календарь за 1736 год" ("The Historical Register for 1736") 1737
«История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса»  („The History of the Adventures of Joseph Andrews and of his Friend Mr. Abraham Adams“)  1742
 сатирическая повесть "История  Джонатана Уайльда
Великого
" другое название «Жизнь Джонатана Уайльда Великого»(или "История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого" )  „The life of Mr. Jonathan Wild the Great“,  вошла в состав сборника «Miscellanies», выпущенного Филдингом в   1743.
«История Тома Джонса, найденыша» („The History of Tom Jones, a Foundling“ ) 1749
«Эмилия»или "Амелия" ("Amelia") 1751
 "Дневник путешествия в Лиссабон"  ("Journal of a Voyage to Lisbon") 1755
 Всего 27 пьес, песня  "Старый  английский ростбиф". В 1751 году он  пишет  "Исследование  о причинах  недавнего  роста  грабежей",  в  1753  году  -   "Предложения   по
организации действительного обеспечения  бедняков".  Анонимно изданная  "Апология жизни миссис Шамелы Эндрус"  — пародия на роман С. Ричардсона «Памела»- приписывается некоторыми исследователями Филдингу.

Биография: 

 Родился 22 апреля 1707, предположительно в Шарпем-Парке
(графство Сомерсетшир). Отец - Эдмун  Филдинг  (1680-1744) родовитый дворянин, представитель младшей ветви графов Денби, в 1711 вышел в отставку в генеральском звании. Эдмун Филдинг был женат два раза и имел двенадцать детей.  До двенадцати лет Генри по преимуществу жил в  богатом имении деда  с материнской стороны сэра Генри Гульда, члена Суда королевской скамьи.  Учился в Итоне в 1719–1725, где получил глубокие  познание в греческом и латыни, подружился с  Джордж   Литлтоном, будущим своим покровителем, и Уильямом  Питтом  старшим.    В 1728-30 году Филдинг учился в  Лейденском университете (1728–1730) на факультете  словесности, но  был вынужден оставить курс из-за материальных сложностй.   Первая публикация состоялась в 1728-ом  году.  В 1730 опубликовал четыре пьесы, среди них  самую популярную из своих пьес "Трагедию трагедий...".  В 1731  пьеса Филдинга "Валийская опера"была запрещена из-за нападок на первого министра Р.Уолпола, однако Филдинг не оставил политическую сатиру.
 В конце концов 1737  Уолпол провел "Закон  о  лицензиях", 
по новому закону цензура получала правовое подкрепление и могла вмешиваться в работу не одних  только монопольных ("королевских") театров, как прежде, но и всех остальных.
К этому времени Генри имел на иждивении жену, знаменитую в целом графстве красавицу   Шарлотту Крейдок (они вступили в брак в 1734), и двух дочерей  Шарлотту  (1736-1742) и Элинор Гарриет (1737- 1766). Отлученный от театра,  Филдинг в ноябре 1737  записывается студентом лондонской  юридической  школы  при корпорации Мидл-Темпл, в которой некогда состоял и его дед,  за три года осваивает семилетний курс обучения и  в 1740  был допущен к практике. Одновременно в  1739 Филдинг начал издавать один за другим три журнала.  В награду за издание этих журналов и иные политические заслуги Филдинг был  в 1747 назначен мировым судьей, на этой должности он фактически создал  лондонскую полицию, и в 1749–1753 написал несколько памфлетов на социальные темы. Перегруженность работой надорвала его здоровье. В 1744 он пережил трагедию: умерли его дочь и жена. В 1747 Филдинг женился вторично на   служанке  Мэри Дэниэль(1721-1802), от нее у него были два сына  -Уильям (1748- 1820), Аллен (1764- 1823), а также две умершие в детстве дочери.  Филдинг тяжело болел, последние  годы, он мог передвигаться только на костылях. В 1754 после изнурительной зимы, проведенной в суде, в борьбе с волной убийств  он  передал  должность своему брату Джону Филдингу   и отправился для поправки здоровья в Лиссабон, где умер 8 октября 1754.

Ссылки на общественную деятельность: 

Редактор журнала  «Борец, или Британский Меркурий» («The Champion, or The British  Mercury»), связанный с парламентской оппозицией,  «Борец» враждовал с Уолполом, однако избегал откровенно политической направленности,
с 5 ноября 1745 по 17 июня 1746 издавал  антиторийский  антистюартовский «Истинный патриот» (« The True Patriot»),
5 декабря 1747 по 5 ноября 1748 «Якобитский журнал»  («Jacobite's Journal»). Они  были вызваны к жизни восстанием 1745–1746 в  поддержку Стюартов и его последствиями.
С 4 января по 25 ноября 1752 выпускал свой наименее партийный «Ковентгарденский журнал» («The Covent-Garden Journal»).
Мировой судья в Вестминстере и позже – в Мидлсексе. Фактический основатель лондонской полиции.

Знаменитый английский романист и драматург, публицист, один из основоположников европейского реалистического романа.

Флобер Гюстав

Средняя оценка: 8.6 (5 votes)
Полное имя автора: 
Гюстав Флобер, Gustave Flaubert
Информация об авторе
Даты жизни: 
1821 — 1880
Язык творчества: 
французский
Страна: 
Франция
Творчество: 

Путешествие в ад (1835)
Искушение святого Антония (1849 – 1874)
Госпожа Бовари (1856)
Воспитание чувств (1859)
Саламбо (1862)
Три повести (1877)
Лексикон прописных истин (1870-е )
Бувар и Пекюше (с 1872, издан посмертно)
Кандидат (1873)
Письма 1830 – 1880 гг.


Собрание текстов на французском
А. Моруа. Литературные портреты. Гюстав Флобер
М. Бахтин о Флобере - заметки к ненаписанной работе
Хорхе Луис Борхес. Флобер как образец писательского удела
Ф. Мориак. Глава о Флобере из книги эссе «Не покоряться ночи»
Г. И. Модина. Понятие бесконечности в ранней прозе Флобера
Г. И. Модина. Первое путешествие Флобера. «Путешествие в Ад» - опыт перевода и комментарий
Р. Киреев. Поклон эпистолярному жанру (о письмах Флобера)
Е.А.Петрова. Французская литература: реализм. Флобер
Павел Белицкий. Господин Флобер – размышления о флоберовской стилистике
Экранизации произведений Флобера

Биография: 

В Википедии
На Biografia.ru
Б. Раскин. Гюстав Флобер// в кн.: Писатели Франции. Сост. Е.Эткинд, Москва, 1964 г.

Гюстав Флобер

Гроссман Василий

Средняя оценка: 8.5 (4 votes)
Полное имя автора: 
Василий Семенович Гроссман (Иосиф Соломонович)
Информация об авторе
Даты жизни: 
1905-1967
Язык творчества: 
русский
Страна: 
Россия, СССР
Творчество: 

Василий Гроссман в биб-ке lib.udm
Василий Гроссман в биб-ке Белоусенко
Гроссман в биб-ке FictionBook

"Черная книга" Василия Гроссмана и Ильи Эренбурга
Очерк Гроссмана "Военный совет", на сайте Библиотекарь
"Из архива Василия Гроссмана", с сайта Журнальный зал
"Записные книжки Василия Гроссмана опубликованы не в России", с сайта Радио Свобода

______________

Жорж Нива, о Гроссмане в главе "Тоталитарный режим и диссидентство" из книги "Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе", с сайта автора
Александр Солженицын. Дилогия Василия Гроссмана. С сайта Журнальный зал

Шимон Маркиш. "Трагедия или триумф Василия Гроссмана, или Об универсальности свободы и рабства в двадцатом веке"
Шимон Маркиш. Василий Гроссман – еврейский писатель? С сайта Иерусалимская антология

Эйтан Финкельштейн. "Черная книга" Василия Гроссмана.  С форума новейшей восточноевропейской истории
О "Черной книге" Эренбурна и Гроссмана из ЖЖ Игоря Пекеря

Бенедикт Сарнов. Жестоковыйный. С сайта журнала "Лехаим"
Веслава Ольбрых. Трагедия без катарсиса. Василий Гроссман, драма гуманиста в мире тоталитарной цивилизации. С сайта литературно-культурологического журнала "Меценат и мир"
В. Кабанов, о судьбе романа "Жизнь и судьба"
Подборка материалов о Гроссмане на сайте pseudology
Анатолий Кардаш. Марран. (100 лет В. Гроссману)

Американская газета "Уолл-стрит джорнал" о Василии Гроссмане, с сайта "Российской газеты"
 

Биография: 

Мемории
Об открытии мемориальной доски на доме Гроссмана в Москве на сайте jewish.ru
О документальном фильме "Век Гроссмана"

___________
 

http://grossman-vasilij.ru/forum/ форум по обсуждению жизни и творчества Гроссмана, множество интересных дискуссий
Василий Гроссман (Иосиф Самуилович) на сайте Биография.ру. Так все-таки, Соломонович или Самуилович? На сайте velib.com – тоже Самуилович

Выдающийся русский писатель, уроженец Бердичева, человек эпохи Москвошвея и безотходного производства советских болванок самой ужасающей сталинской тугоплавковкости.

Ленты новостей